Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Есть война, темы по которой стоит выделить в особый раздел. Это - Вторая мировая война.
Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6328
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Сообщение shuricos » 10 янв 2020 16:17

Разумеется, что для упрощения снабжения топливом и запчастями, желательно Т-34 давать в первую очередь батальонам на дизельных БТ-7М.

У нас имелось 716 таких БТ, что позволяло сразу сформировать 14 дизельных батальонов.
Ими можно было укомплектовать все 4 имевшиеся моторизованные дивизии (по одной в Московском, Киевском, Одесском округах и в Забайкалье), которые тогда были нашими самыми мощными подвижными соединениями.
Первые 256 Т-34 должны были бы поступить именно сюда.

После этого высвободившиеся из них 116 БТ-7М могли быть направлены для замены старых БТ в одной из танковых бригад на Западном направлении (например, в Прибалтийском округе). Для доведения этой бригады до полной численности требовалось бы 92 Т-34.

Т.е. всего потребовалось бы 348 Т-34.
Согласно планам мая 1940 такое количество Т-34 должны были произвести к декабрю 1940.
Фактически же они были произведены к марту 1941.

Далее пришлось бы поставлять дизельные Т-34 в батальоны «керосиновых» БТ (потребляли авиационный бензин марки Б-70).

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6328
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Сообщение shuricos » 10 янв 2020 16:46

Чтобы снизить проблему снабжения и, в то же время, дать Т-34 как можно большему числу танковых соединений, можно в бригадах бензиновых БТ не распределять Т-34 по батальонам, а просто оснащать один (из четырёх) батальонов «тридцатьчетверками», а остальные 3 батальона оставить на БТ.

Так мы получим ещё одну выгоду: каждой бригаде достанется не 64 Т-34 (четыре роты по 16 танков), а 52 (батальонный комплект), т.е. меньшим числом тридцатьчетверок «окучим» большее число бригад.
Мы знаем, что в войсках реально имелось:
- на 1 апреля 1941 - 441 Т-34,
- на 1 июня 1941 - 892 Т-34.

С учетом того, что 364 из них должны были пойти на комплектование «дизельных бригад и полков», то получается, что дополнительно к ним:
- к 1 апреля 1941 был бы получен один батальонный комплект Т-34;
- к 1 июня 1941 было бы получено 10 батальонных комплектов Т-34.
Т.е. кроме танковых полков моторизованных дивизий Т-34 имелись бы в 11 из 16 бригад БТ.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6328
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Сообщение shuricos » 11 янв 2020 20:45

Выше я сделал вот этот расчёт:
shuricos писал(а):
10 янв 2020 14:59
Таким образом, к концу 1941 года 138 из имевшихся 298 (расчётных) танковых батальонов могли быть укомплектованы Т-34 и БТ.
Давайте примем для ровного счёта, что будет 140 батальонов БТ+Т-34 - это получится ровно 35 бригад/полков.

Также я выше посчитал, что дизельных БТ могло хватить только на 20 батальонов.
Следовательно, оставалось бы ещё 120 батальонов с бензиновыми БТ. Это 30 бригад.
Чтобы хоть как-то обеспечить их танками с противоснарядным бронированием, можно было распределить по ним Т-28, предварительно экранировав их.
Т-28 и бензиновые БТ имели одинаковый двигатель - М-17Т, что удобно с т.з. снабжения.

У нас в наличии имелось 480 Т-28, т.е. как раз получается по одной роте (16 танков) на каждую бригаду.
По мере того, как новые Т-34 поступали бы в бригады бензиновых БТ, высвобождаемые из них Т-28 распределялись бы по оставшимся бригадам.

Принимая во внимание вот это:
shuricos писал(а):
10 янв 2020 16:46
Т.е. кроме танковых полков моторизованных дивизий Т-34 имелись бы в 11 из 16 бригад БТ.
Получается, что к июню 1941 года уже 15 полков/бригад имели бы Т-34.
15 полков/бригад - это 60 батальонов. Остаётся ещё 80 батальонов на БТ.
Из них 4 батальона в запасном полку, который обойдётся без Т-28, остаётся 76 батальонов (19 бригад).
Ещё 8 батальонов могли временно получить БТ-7А вместо Т-34. Остаётся 68 батальонов (17 бригад)
Следовательно, к июню приходилось бы в среднем по 28 Т-28 на каждую бригаду бензиновых БТ.

Однако же, из 480 Т-28 годными (первая и вторая категория) было только 292 танка.
Следовательно, получается в среднем по 17 Т-28 на каждую бригаду.
Они могли бы все входить в один батальон бригады, либо могли быть распределены поровну между батальонами.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6328
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Сообщение shuricos » 11 янв 2020 21:24

shuricos писал(а):
11 янв 2020 20:45
Следовательно, получается в среднем по 17 Т-28 на каждую бригаду.
Они могли бы все входить в один батальон бригады, либо могли быть распределены поровну между батальонами.
Есть ещё третий вариант: все Т-28 делим на 28 рот (на тот момент времени реально было 33 роты Т-28) по 16 танков и распределяем в 28 батальонов (7 бригад) бензиновых БТ.
С учётом большой доли Т-28, находящихся в ремонте, получилось бы, что в среднем такая рота Т-28 имела бы 10 танков, что тоже неплохо.

В качестве таких 7 бригад могли быть избраны имевшиеся на май 1940 года:
- 3 бригады Т-28 (тяжёлые таковые бригады - 10-ая в Киеве, 20-ая в Слуцке, 21-ая в Смоленске);
- 1 бригада Т-35 (14-ая ттбр в Житомире);
- 3 химические танковые бригады (30-ая в Ярославле, 31-ая в Вольске под Саратовом, 33-ая в Читинской области).

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6328
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Сообщение shuricos » 12 янв 2020 20:02

Друзья, сейчас собираю данные по дислокации танковых, механизированных и моторизованных соединений по состоянию на май 1940 года.
Почти всё нашёл, но никак не получается отыскать несколько бригад:
- 13, 18 и 34 легкотанковые бригады БТ в Ленинградском округе; знаю, что 34 была разгромлена в Финляндии, но её наверняка восстанавливать хотя бы начали;
- 6 и 27 легкотанковые бригады БТ в Белорусском ОВО;
- 23 лтбр в Московском округе.

Буду благодарен за помощь.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6328
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Сообщение shuricos » 13 янв 2020 19:12

Кое-что нашлось:
-18 лтбр была дислоцирована в Латвии,
- 6 лтбр - в Эстонии.

27 лтбр была в конце 1940 обращена на формирование 28 танковой дивизии с дислокацией в Риге.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6328
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Сообщение shuricos » 14 янв 2020 09:14

Думаю, что нелишним было бы создать несколько амфибийных штурмовых батальонов на Т-37/38 в качестве первого эшелона при форсировании водных преград.

Я себе его вижу примерно следующим образом.
Водную преграду батальон форсирует вплавь. При это на каждом плавающем танке переправляется пара автоматчиков.

От станции выгрузки до места форсирования преграды танки доставляются на ЗИС-6:
Изображение

По железной дороге батальон перевозится на 14,2-метровых 4-осных платформах – по 2 грузовика с танком в кузове. Примерно так:
Изображение

Т.е. одна платформа – это 10 человек (два водителя грузовиков, 4 человека – экипажи двух танков, 4 автоматчика – десант двух танков).
4 платформы – это 40 человек, т.е. как раз одна теплушка.
4 платформы + 1 теплушка = 65,07 метра.

Таким образом, в батальоне получается:
- 48 грузовиков ЗИС-6 для перевозки плавающих танков и 6 для перевозки десантников (54 водителя; образуют автотранспортный взвод),
- 48 плавающих танков (три роты по 16 танков);
- одна рота автоматчиков (96 человек – три взвода по 32 человека).
Т.е. одна рота плавающих танков переправляет один взвод автоматчиков, после чего может либо остаться на вражеском берегу для поддержки десанта, либо вернуться на наш берег для доставки следующей партии стрелков.

Полагаю, что каждому амфибийному штурмовому батальону может быть придана одна или две плавающие бронемашины (ПБ-2/4, имевшиеся в количестве 5 штук, или БАД-2, имевшийся в единственном экземпляре), вооружённые пушкой.
Изображение

Кроме того, желательно придать батальону хотя бы несколько 82-мм минометов, один взвод 45-мм ПТО и пару зенитных пулемётов (ДШК?). Для их переправы потребуются соответствующие десантно-высадочные средства (например, большие надувные лодки А-3 массой 180 кг и грузоподъемностью 3,2 тонны). ДШК могут быть установлены на Т-37 без башни на открытой штыревой установке.

Такой батальон может в полном составе перевозиться одним железнодорожным составом 480-метровой длины (включая паровоз и тендер).

Полагаю, что можно было создать, по меньшей мере, 6 таких батальонов (по количеству наличных плавающих БА). Причём, их можно было бы свести в одну бригаду РГК, которая могла бы действовать как в полном составе, так и отдельными своими батальонами.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6328
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Сообщение shuricos » 15 янв 2020 05:13

Хотелось бы сказать несколько слов относительно кавалерийских дивизий.
На май 1940 года у нас было 20 «обычных» и 5 горных кавалерийских дивизий.
«Обычные» кав.дивизии имели в своём составе танковые полки (по 64 БТ).

Полагаю, что в кав.дивизиях лучше БТ заменить на Т-26, так как подвижность БТ избыточна, а подвижность Т-26 как раз соответствует возможностям кавалерии:
- суточный марш кавалерии 40…50 км, максимум – 100 км (с обязательным последующим отдыхом на сутки),
- запас хода Т-26 – 100…150 км (у БТ – 300…500 км),
- скорость кавалерии – 10…20 км/ч, скорость Т-26 – 15…20 км/ч (БТ – 50…70 км/ч).

Подвижности БТ лучше соответствует мотопехота (мотострелки) на грузовиках (скорость ГАЗ-АА – до 70 км/ч, запас хода ГАЗ-АА – 200 км, а если взять дополнительно пару канистр по 20 литров, то 400 км).

Выше я уже высказывался в пользу того, чтобы развернуть танковые батальоны кав.дивизий до штатов танкового полка моторизованной дивизии, которые, в свою очередь, были идентичны штату танковой бригады (около 250 танков).
Тогда получалось бы, что кав.дивизия могла бы развернуть 4 батальонные группы в составе такового батальона при поддержке кав.полка (по огневым возможностям примерно соответствует стрелковому батальону).

Таким образом, на формирование танковых полков двадцати кав.дивизий уйдёт 80 танковых батальонов (20 бригад).
По сути дела, не придётся ломать сложившуюся структуру танковых бригад – бригада просто меняет наименование на полк и всё – её кадровый состав и техника сохраняются.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6328
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Сообщение shuricos » 15 янв 2020 06:54

Давайте теперь посмотрим, как это могло выглядеть на практике (с востока на запад).

Приморье
Тут у нас были:
- 8-ая кав.дивизия (Камень-Рыболов),
- 42-ая лтбр на Т-26 (Ворошилов, ныне Уссурийск),
- 48-ая лтбр на БТ (тоже Уссурийск).
Соответственно, 8-ая кд и 42 лтбр объединяются.
Танковый полк 8-ой кд высвобождается.

Хабаровск
Тут у нас были:
- 31-ая кд (Лазо)
- запасный полк Т-26 (Хабаровск).
Они объединяются, танковый полк 31-ой кд высвобождается.

Благовещенск
Тут была только одна 43-ья лтбр Т-26. Тут она и остаётся.

Борзя
Тут была мощная группировка, вытянувшаяся вдоль железной дороги; перечисляю от границы Манчжурии:
- 14 кд (Даурия, Харанор),
- 208 мд (Харанор),
- 22 кд и 37 лтбр на БТ в Хада-Булаке (он же 77 разъезд, это уже севернее Борзи),
- 15 лтбр на БТ (76 разъезд - Безречная),
- 33 химическая танковая бригада (74 разъезд - пос. Ясная).
Тут придётся танковые полки увеличенного состава (~250 машин) формировать из БТ: 37 лтбр присоединяется к 22 кд, т.к. обе в Хада-Булаке; 15-ая лтбр присоединяется к 14-ой кд).
33-ая хтбр расформировывается, в неё вливаются бывшие танковые полки дальневосточных и забайкальских кав.дивизий - 14-ой, 15-ой, 31-ой и 8-ой. Получается 33-ья лтбр на БТ.

В Монголии ещё интереснее.
Тут были:
- мотострелковые дивизии - 36-ая (35 Т-26), 57-ая (2 БТ + 5 Т-26) и полнокровная 82-ая (240 БТ),
- 8-ая и 11-ая лтбр на БТ.
Если тут обе лтбр присоединить к 36-ой и 57-ой мсд, то они станут такими же полнокровными, как 82-ая.

В Средней Азии имелись:
- четыре горно-кавалерийские дивизии,
- 10-ый запасной полк на Т-26 в Мары.
Три гкд (21-ую в Фергане, 20-ую в Душанбе, 19-ую в Самарканде) оставляем, как есть, а 18-ую в Кушке объединяем с 10-ым полком.

На Юге (Северный Кавказ и Закавказье) имелись:
- в Азербайджане 24-ая кд (Степанакерт),
- в Армении 17-ая гкд (Ленинакан) и 17 лтбр на Т-26 (Вагаршапат),
- в Грузии 41-ая лтбр на Т-26 (Тбилиси),
- 10-ая кд (Моздок, Пятигорск, Невинномысск),
- 12-ая кд на Кубани,
- 6-ой запасной полк на Т-26 в Каменске.
Предлагаю сюда перебросить ещё 70-ую лтбр из УрВО (Челябинск, Свердловск) и получим 4 конно-механизированных соединения.

В европейской части страны остаются:
- 13-ть кд (36, 25, 7, 4, 6, 11, 3, 5, 34, 16, 32, 9, 14),
- 13-ть лтбр на Т-26 (35, 40, 39, 22, 25, 29, 32, 52, 38, 36, 49, 26, 3).
Из них можно сформировать 13 конно-механизированных дивизий.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6328
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Сообщение shuricos » 15 янв 2020 18:08

В каждой кав.дивизии по штату имелось 8х76-мм дивизионок, 8х122-мм гаубиц и 4х76-мм зенитки.
Этого, конечно же, мало. Состав артиллерии надо довести, как минимум, до уровня стрелковой дивизий:
- 16 дивизионок,
- 32 гаубицы 122-мм,
- 12 гаубиц 152-мм,
- 8 зениток.
Всего 68 орудий.

Разумеется, что при этом всё это добро должно иметь подвижность на уровне Т-26 - конная тяга или сельхоз тракторы не подойдут. А специализированных достаточно быстроходных тягачей, как я показал парой страниц выше, не достанется. Использовать грузовики для буксирования орудий не получится - не пройдут за танками и кавалерией, проходимости не хватит, особенно по слякотным дорогам, по которым только что пара сотен танков прошла.

Наиболее адекватно тут выглядели бы САУ, но их было крайне мало (три десятка всего).
Поэтому на переходный период для этих целей лучше всего будет использовать тягачи на базе старых Т-26, с которых снята башня и устроены на крыше лавки для расчета орудия. Такое переоборудование могут сделать даже местные мастерские - не нужно отправлять танки на на завод.

На каждое орудие нужно 2 тягача: один с орудием, второй с боеприпасами.
Причём, даже если пойдут САУ, то всё равно понадобятся транспортеры из расчёта один на одно орудие.
Таким образом, каждой дивизии понадобится, по меньшей мере, 68х2=136 тягачей на базе Т-26.

Плюс ещё для них нужны заправщики из расчёта «1 заправщик заправляет себя и ещё 6 машин».
Т.е. на 136 тягачей надо ещё 23 заправщика.

Одним составом (480 м) могут перевозиться 72 Т-26 на двухосных платформах (и их экипажи в теплушках).
Поэтому я считаю, что батальон Т-26 должен иметь 72 танка.
В бригаде получается 4 батальона по 72 танка, плюс 136 тягачей для артиллерии и 23 заправщика для них.
Итого - 447 машин.

Ранее я насчитал 20 конно-механизированных дивизий на Т-26.
Считая по 447 машин на каждую, получается 8940 штук.
Добавляем сюда 18 батальонов, оставляемых в дальневосточных стрелковых дивизиях - это ещё 1296 машин. Получается 10236 Т-26, т.е. вообще все наличные Т-26, включая третью и четвертую категорию.

Ответить

Вернуться в «Вторая мировая война»