Страница 24 из 24

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Добавлено: 14 сен 2020 06:47
shuricos
zamok писал(а):
11 сен 2020 13:18
ширина фронта наступления танкового батальона = 400 м;
При таком скоплении танков, промахнуться по ним будет очень тяжело. Считалось, что при прорыве обороны, танковый батальон будет придаваться стрелковой дивизии. Следовательно, фронт наступления батальона - 3 км. Вполне нормально.
Нет, не нормально. Вот действительная норма и её расчёт:
http://militera.lib.ru/science/kuznetsov_tp/05.html
следует руководствоваться среднеориентировочной нормой усиления пехоты танками — одна рота легких танков на стрелковый батальон, наступающий на фронте 400–600 м в первом эшелоне ударной группы.
...
Указанная норма усиления пехоты танками исходит из следующего ориентировочного расчета: стрелковый батальон, наступающий на фронте 400–600 м, в ближайшей глубине встретит около одной обороняющейся роты противника, располагающей 21 огневой точкой (9 ручных пулеметов, 2 своих и 4 приданных станковых пулемета, 2 миномета и 4 противотанковых орудия). Эти огневые средства, надо полагать, будут нормально эшелонированы по всей глубине ротного оборонительного района, т. е. в первом эшелоне будут находиться 8 ручных пулеметов (два пехотных взвода), 2 станковых пулемета (кинжальные) и 2 противотанковых орудия, всего 8 пулеметов и 2 противотанковых орудия; во втором эшелоне — 9 пулеметов и 2 противотанковых орудия.

Считая, что в процессе артиллерийской подготовки будет уничтожено в первом эшелоне 30% огневых точек и что для уничтожения одного пулемета потребуется один танк, а одной противотанковой пушки — пять танков, устанавливаем: для уничтожения огневых средств первого эшелона противника [81] потребуются (5 + 10) = 15 легких танков, т. е. одна рота. В процессе уничтожения 1 танковой ротой огневых средств первого эшелона противника часть огневых средств второго эшелона будет подавлена огневым валом артиллерии наступающего, а уцелевшие будут уничтожены последующей атакой танков.
Т.е. выходит 2 роты легких танков на 1 км фронта.
Но на этом дело не заканчивается:
При прорыве сильно укрепленной полосы противника общевойсковому соединению могут быть приданы тяжелые (средние) танки. Ориентировочная норма усиления тяжелыми (средними) танками — 5–10 танков на 1 км фронта укрепленной полосы.
При усилении пехоты тяжелыми (средними) танками исходят из следующего расчета: на фронте в 1 км сильно укрепленной полосы противника можно ожидать до 10 противотанковых орудий; для уничтожения одного противотанкового орудия потребуется один тяжелый (средний) танк.
Т.е., грубо говоря, на 1 км фронта:
- 5...10 средних танков,
- 2 роты легких танков (30...34 машины).
У меня на 9 средних танков приходится 36 легких, в т.ч. 27 пушечных. Т.е. пропорция такая же.

Теперь смотрим на боевое построение:
Боевой порядок танков строится следующим образом. Впереди в атаку идут средние или тяжелые танки с задачей проделать проходы в противотанковых препятствиях, подавить противотанковую оборону и другие объекты. За ними, в 100–200 м, двигаются легкие танки. ... При этом танковые роты двигаются одна за другой или рядом, но эшелонированными по-взводно в глубину (глубина всего боевого порядка — 300–400 м). К моменту выхода пехоты на передний край оборона будет подавлена на глубину боевого порядка танков, т. е. на 300–400 м. В дальнейшем, с введением в бой второго и третьего эшелонов, полка, им следует передавать в подчинение танки за счет танков первого эшелона.
Т.е. как раз как я указал - один ряд средних, затем 3 ряда легких. Плюс у меня ещё огнеметные добавляются.

По вышеприведенному расчету получается на 1 км фронта 10 колонн, в каждой колонне 1 средний и 3 легких танка. Т.е. интервал между колоннами не 50 м, как я указал, а 100 м. Не возражаю, пусть будет так.
Я-то ориентировался вот на эту схему:
Изображение

To be continued...

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Добавлено: 14 сен 2020 09:21
shuricos
Тут, видимо, ошибка:
Указанная норма усиления пехоты танками исходит из следующего ориентировочного расчета: стрелковый батальон, наступающий на фронте 400–600 м, в ближайшей глубине встретит около одной обороняющейся роты противника, располагающей 21 огневой точкой (9 ручных пулеметов, 2 своих и 4 приданных станковых пулемета, 2 миномета и 4 противотанковых орудия). Эти огневые средства, надо полагать, будут нормально эшелонированы по всей глубине ротного оборонительного района, т. е. в первом эшелоне будут находиться 8 ручных пулеметов (два пехотных взвода), 2 станковых пулемета (кинжальные) и 2 противотанковых орудия, всего 8 пулеметов и 2 противотанковых орудия; во втором эшелоне — 9 пулеметов и 2 противотанковых орудия.
Два пехотных взвода = 6, а не 8 ручных пулемётов. И тогда да - в первом эшелоне получится 6+2=8 пулемётов, из которых рассчитываем в ходе артподготовки уничтожить 30%, т.е. более 2 пулемётов, т.е. 3 пулемета, остается 5. Для их подавления нужно 5 танков.

А во втором эшелоне тогда получится не 9, а 7 пулемётов.
Или они 2 миномета на 2 дополнительных пулемета считают?

Вероятно, это издержки оцифровки текста, потому что сам расчёт сделан верно.

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Добавлено: 18 сен 2020 01:45
shuricos
zamok писал(а):
11 сен 2020 13:18
Иногда у вроде бы исправных Т-28 ресурс был в среднем всего 75 часов.
Это, между прочим, порядка 1500 км пробега. Годовая норма расхода моторесурсов танков, в 70-80-е годы - 250 км. Итого - 6 годовых норм. Мало?
Для мирного времени может быть и достаточно. Но не для военного.
Это от 6 до 10 дней даже не боёв, а болевых действий (маршей в том числе).
Собственно, так и получилось - к 1 июля вся наша активность в треугольнике в районе Броды-Дубно выдохлась - техника была растеряна в маршах и боях.

To be continued...

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Добавлено: 18 сен 2020 08:33
shuricos
zamok писал(а):
11 сен 2020 13:18
"... что даже линейные Т-28 (не оборудованные особым образом), в отличие от линейных Т-26 и БТ, могли нести катковые тралы.
Минный трал, разработанный до войны, могли нести и Т-28, и Т-26, и БТ. Впрочем, до начала войны производство этих тралов налажено не было.
Не мог бы ты указать модель трала, которая могла бы устанавливаться на линейные Т-26 и БТ (не саперные)?
Например, все перечисленные здесь довоенные тралы для Т-26 и БТ требовали специальным образом оборудованных танков.

Судя по приведённой статье, единственным довоенным линейным танком, который без особых доработок мог нести катковый трал (выдерживавший 3...5 подрывов), был Т-28.
Т-26 могли нести только дисковые тралы (о которых я тоже выше говорил), которые выходили из строя при первом же подрыве и потому не подходили для проделывания проходов в минных полях. :ded:

To be continued...

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Добавлено: 18 сен 2020 18:58
shuricos
И наконец-то я подошёл к самому важному и интересному (извини, zamok, я позволил себе разбить твой текст строками, а то неудобно воспринималось):
zamok писал(а):
11 сен 2020 13:18
Поэтому выше я уже говорил о том, что необходимо ввести в каждый батальон достаточное количество таких танков с противоснарядным бронированием.
Это ошибочное мнение.

Во-первых - где взять столько танков?
Выпуск КВ и Т-34 только-только наладился.

Во-вторых - а что будет происходить на марше?
У разных танков разные маршевые скорости.
Батальонные колонны растянуться на километры или десятки, в зависимости от расстояния.

В-третьих - снабжение горючим и боеприпасами. У разных танков они разные. В добавок - разные запчасти. Представляю, что будет думать о такой колонне начальник техзамыкания и сколько добра он вынужден будет на себе тащить.

В четвертых - по воззрениям тех лет, танки с противоснарядным и противопульным бронированием применялись раздельно по эшелонам. Попытка свести в один батальон разные танки, в 1941-42 гг., оказалась неудачной.
От нее, в итоге, отказались. Причем, как в РККА, так и в Вермахте.
Отвечать буду не совсем по порядку.

1. По поводу количества.
Конечно, хороших (противоснарядных) танков мало.

Я рассматриваю как точку поворота весну 1940 года, т.е. до принятия решения о формировании даже первых мехкорпусов. В это время выпуск КВ и Т-34 ещё даже толком не начался - пока только отдельные экземпляры. Всё, что имеем - это менее полусотни Т-28 на примерно 15 тысяч Т-26 и БТ - соотношение примерно 1/30!
Поэтому я и говорю о том, что Т-28 надо было сохранять не так, что их через год около половины исправных осталось, а так, чтобы соотношение было хотя бы таким, как у БТ (исправны 6157 из 7535 = 81,7%) или Т-26 (исправных 7383 из 8767 = 84,2%), т.е. из 481 Т-28 чтобы исправными были хотя бы около 400 штук.

2. Про топливо, запчасти и боеприпасы.
Я тоже считаю, что по возможности надо стараться соблюдать унификацию техники батальона (а желательно и бригады) как по топливу, так и по запчастям.
Поэтому в идеале, конечно же, Т-34 сводить с БТ-7М, а не с более ранними (бензиновыми) БТхами.
Изображение
А сами эти "бензиновые БТхи" использовать с Т-28 - у них движки и потребляемое топливо одинаковые. Как это может выглядеть - покажу чуть далее.

А боеприпасы одинаковые везде двух типов: 45-мм и 76-мм выстрелы.
Причем, "везде" - это и на Т-34, и на КВ, и на Т-28 с Л-11, и Т-28 с огрызком, и на армейских полковушках и дивизионках.

3. Про подвижность на марше.
Не думаю, что тут действительно может наблюдаться какая-то заметная разница.
Если у БТ и написано в ТТХ, что он может на гусеницах на 60+ км/ч носиться, то в составе колонны даже сегодня даже обычные военные колёсные грузовики больше 40 км/ч не ездят.
Дай Бог, если в реале 20 км/ч колонна сможет идти.
ТТХ вполне позволяют колонне из десятка Т-28 идти вместе с колонной из 50 БТ-7.

4. И снова про количество
По состоянию на весну 1940 года у нас было 16 бригад на БТ. Из них 11 в европейской части СССР.
Ещё было 4 моторизованные дивизии, в составе каждой из которых имелся танковый полк, эквивалентный по составу полноценной танковой бригаде на БТ. Из них 3 в европейской части СССР.
А ещё было 3 мотострелковые дивизии, в составе каждой из которых был один танковый батальон на БТ. Грубо говоря, в сумме ещё одна танковая бригада.
Всего получается 21 соединение на БТ.

А ещё было 20 кавалерийских дивизий, в каждой из которых был куцый танковый полк - фактически по составу лишь танковый батальон из 64 БТ. Но я уже говорил: полагаю, что подвижности кавалерии лучше соответствуют Т-26, поэтому БТ из кав. дивизий я полагаю возможным изъять.

А ещё было немного БТ в разведбатах четырёх тяжелотанковых бригад.

В итоге можно считать, что у нас 21 соединение на БТ.
Соответственно, это 84 батальона по 60 танков = всего 5040 бронеединиц.
Это означает, что для их полного укомплектования достаточно наличных танков современных модификаций:
- БТ-7 (бензиновых) - не менее 4444 шт.
- БТ-7А (бензиновых с 76-мм короткой пушкой) - не менее 117 шт.
- Т-28 - 481 штука.
Всего - 5042 единицы - тютелька в тютельку.

Соответственно, более старые модели - 1678 БТ-5 и 580 БТ-2 - можно в полном составе выводить в учебные и запасные части.
Об этом я подробно написал на предыдущей странице.

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Добавлено: 18 сен 2020 19:28
shuricos
shuricos писал(а):
18 сен 2020 18:58
В итоге можно считать, что у нас 21 соединение на БТ.
Соответственно, это 84 батальона по 60 танков = всего 5040 бронеединиц.
Это означает, что для их полного укомплектования достаточно наличных танков современных модификаций:
- БТ-7 (бензиновых) - не менее 4444 шт.
- БТ-7А (бензиновых с 76-мм короткой пушкой) - не менее 117 шт.
- Т-28 - 481 штука.
Всего - 5042 единицы - тютелька в тютельку.
Тут есть несколько вариантов действий с Т-28.
Изображение
Их можно равномерно распределить между всеми 21 "соединениями на БТ".
Получится в среднем по 22 Т-28 на каждое соединение.
Получается:
- либо 5...6 штук на каждый батальон, что в целом как раз соответствует тогдашнему штату, требовавшему наличие в каждом легкотанковом батальоне 6 артиллерийских танков;
- либо по 10 танков (полный комплект по моему расчёту), но только в 2 из 4 батальонах.

Выход может быть таким:
1. Т-28 в учебно-боевой (четвёртый) батальон не давать,
2. Т-28 располагать только в европейской части страны - здесь у нас 16 из 21 "соединения на БТ".
В итоге получится, что все 16 европейских соединений на БТ получат по 30 Т-28, т.е. все 3 боевых батальона в соединении будут обеспечены этими танками в полном объёме.

А вот в Дальневосточные 5 "соединений на БТ" временно вместо Т-28 получат БТ-7А:
Изображение
Их имелось около 117 штук; так что, каждое соединение получило бы примерно по 23...24 таких танка, т.е. как раз по тогдашней норме - 6 штук на каждый батальон, включая учебно-боевой.

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Добавлено: 18 сен 2020 20:18
shuricos
И ещё в продолжение этого же:
shuricos писал(а):
18 сен 2020 18:58
В итоге можно считать, что у нас 21 соединение на БТ.
Соответственно, это 84 батальона по 60 танков = всего 5040 бронеединиц.
Это означает, что для их полного укомплектования достаточно наличных танков современных модификаций:
- БТ-7 (бензиновых) - не менее 4444 шт.
- БТ-7А (бензиновых с 76-мм короткой пушкой) - не менее 117 шт.
- Т-28 - 481 штука.
Всего - 5042 единицы - тютелька в тютельку.

Соответственно, более старые модели - 1678 БТ-5 и 580 БТ-2 - можно в полном составе выводить в учебные и запасные части.
Об этом я подробно написал на предыдущей странице.
Тут надо обязательно учесть, что часть этих машин будет находиться в третьей или четвёртой категории, т.е. в ремонте в окружных мастерских или даже на заводах.
Изображение
Выше я приводил данные об общем проценте исправности БТ и Т-26 - получалось около 82...84%, но это включая машины первых лет выпуска, у которых процент исправности наверняка ниже.

Примем оптимистично, что для БТ-7 коэффициент технической готовности составит около 85%.
Изображение
Т.е. из 4444 штук в третьей и четвёртой категории будут около 670 штук.
Т.е. каждое соединение в среднем непрерывно будет испытывать дефицит примерно в 32 штуки, т.е. более половины батальона просто отсутствует в части, потому что убыли на ремонт.

Соответственно, необходимо иметь достаточный запас, чтобы компенсировать вот такие выбывающие машины.
Поначалу придётся в этом качестве использовать всё же БТ-5 из запасных полков (т.е. около 40% БТ-5, числящихся в запасных полках, будут постоянно находиться в учебно-боевых батальонах боевых бригад).
Изображение
В бригаде из 4 батальонов самые свежие и самые исправные машины с наибольшим ресурсом должны быть собраны в трёх первых батальонах.
В четвёртом батальоне должны быть самые стары и изношенные машины - их ресурс надо вырабатывать в ноль в ходе учебно-боевой подготовки первых трёх батальонов.
По мере выбытия техники четвёртого батальона в ремонт, ей на смену должны поступать машины из запасных полков.
А так как там у нас БТ-5 находятся, то вот и получится, что примерно половину четвёртого батальона будут составлять БТ-5.

По мере того, как часть бригад будет перевооружена на БТ-7М, потребность в задействовании БТ-5 будет снижаться и к концу 1940 года отпадёт полностью.
Тем не менее, часть машин можно будет оставить в частях именно для того, чтобы на учениях вырабатывали в первую очередь ресурс этих старичков, а не более новых БТ-7; а заодно их (БТ-5) можно и каннибалить на запчасти для БТ-7. :52:

Re: Мехкорпуса 1940/41. Работа над ошибками.

Добавлено: 19 сен 2020 17:44
shuricos
sas писал(а):
15 мар 2019 07:21
техника вождения тридцатьчетвёрки всё-таки отличалась от того же Т-26, например.
Чего стоит только включение передачи "в четыре руки" - мехводом и стрелком радистом вместе.
К этому танку надо приноровиться!
Я так понимаю, это Вы о том что Вам когда-то залетело в уши...Читая сие ,начинаешь задумываться..а права то у Вас вообще..есть? А то, может быть, Вы и машину то никогда не водили..А пересесть с "Датсуна" на "Крузак" у Вас вообще проблема (они же такие разные..по весу) :D
Вот Вам https://youtu.be/c5o4aER7qD0 для информации - человек доходчиво рассказывает о проблемах при пересаживании с бензиновых танков на дизели и как это сказывалось на ресурсе движков.

Коротко можете с 36:36 посмотреть хотя бы полчаса.
Но рекомендую ролик целиком - там нюансы разные указаны.