Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

от 1800 (и раньше) до 1953 г.
Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение shuricos » 26 апр 2019 05:32

Послушал две чрезвычайно интересные и содержательные лекции Тимина в Некрасовской библиотеке:
- о советской боевой авиации перед Войной https://youtu.be/TXqdoevEAhM
- о воздушной битве 22.06.1941 https://youtu.be/eRNrRw-1wzs

И возник вопрос: может, не надо было гнаться за количеством, а сосредоточиться на качестве? И пилотов, и самолётов.

Если заводу ставят план выпуска тысяч двигателей в год, то он, конечно, не сможет уделять необходимое внимание их качеству. Высококлассные рабочие не могут заниматься подгонкой деталей и отладкой движков - они стоят на массовом потоке деталей, им просто некогда этим заниматься. Выделить классных рабочих в отдельное производство - значит обрушить качество массового производства ещё ниже.
Но если бы планы были более адекватными, то и качество можно было бы поднять. Тогда бы мы получили более совершенные самолеты и раньше, и в большем количестве.
Немцы против нас выставили всего около 800 истребителей к началу Войны. У нас же одних только И-16 разных серий было 6,5 тыс (правда, пешечных 1000-сильных из них как раз те же 800 штук примерно), плюс учебных 3,5 тыс.

То же касается пилотов.
В ВВС сохраняли огромное количество самолетов старых моделей и типов. Численность ВВС взрывным образом росла. Старые слетавшиеся Кадры растаскивали для формирования всё новых и новых частей и соединений. Эти части и соединения накачивались зелёными выпускниками с налетом менее 50 часов, из которых 25 на У-2, 20 на Р-1, и только пара часов на И-16 или СБ.
Мы получили десятки тысяч слабоподготовленных пилотов. А у немцев в части люди попадали с налетом более 200 часов. Даже у финнов налёт был по 100 часов и более, а против них у нас было менее 30 таких пилотов.
Это же полный 3,14..ц!
Может, не надо было столько пушечного мяса?

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение shuricos » 26 апр 2019 05:51

Тут, кстати, ещё и такой момент: сокращение выпуска машин позволило бы при неизменном числе производившихся радиостанций повысить степень радиофикации. Радио было бы на каждой машине.

А кроме того, не пришлось бы так массово внедрять деревянные конструкции - имевшегося алюминия хватило бы на сократившееся количество самолётов.

Аватара пользователя
ABv
Главком
Главком
Сообщения: 72765
Зарегистрирован: 14 сен 2005 12:01
Откуда: Домодедово
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение ABv » 26 апр 2019 11:25

Я не думаю :) что хоть Сталин, хоть конкретные комполка с комэском или директор завода возражали против хорошо обученных летчиков или современных, качественно собранных самолетов... Но вот этого добиться - как раз и было ... не совсем :) понятно
Стоит наша Русь - не шатается
И века простоит - не шелохнется
:)

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение shuricos » 26 апр 2019 15:48

ABv писал(а):
26 апр 2019 11:25
Но вот этого добиться - как раз и было ... не совсем :) понятно
Рыба гниёт с головы:
17 июля 1939 года К.Е.Ворошилов направил И.В.Сталину и В.М.Молотову проект постановления «О развитии самолетных заводов НКАП» (письмо № 80692). Документ предусматривал увеличение мощностей существовавших заводов, а также постройку 4 новых с тем, чтобы в итоге произвести в 1941 году: бомбардировщиков — 10400, истребителей — 13000, разведчиков и штурмовиков — 5800, всего 29200 боевых самолетов без учета морских.
И это на один только год! Навряд ли бы в гипотетическом 1942 году план был бы меньше.
Ясно, что на такое количество машин не хватило бы дефицитных материалов, пришлось переходить на дерево:
Основные направления переделок были одинаковыми для самолетов разных типов и носили характер своего рода государственной программы. Они хорошо изложены в той же справке № 3765:
«В отношении строящихся в серии самолетов главными задачами являются:
а) увеличение количества выпуска за счет массовости технологии, применения штамповки, литья, открытой клепки, открытых профилей, плазов, шаблонов и спец. приспособлений;
б) улучшение летных и эксплуатационных качеств самолетов за счет установки новых, более мощных моторов и небольших модификаций, улучшающих их аэродинамику, установки более мощного и современного оружия и оборудования…
Дальнейшие установки на эти самолеты моторов с турбокомпрессорами дают возможность без нарушений производственных процессов, а значит, при сохранении количественного выпуска их, получить улучшение летных качеств от 8% до 15%… По линии замены дефицитных материалов совершается переход на дерево, стальные профиля экспериментируются на прессованное дерево с механическими качествами мягкой стали и литое дерево… Строящиеся в серии дюралевые самолеты должны быть максимально переведены на дерево и сталь. Такие работы уже подготавливаются по самолетам типа ДБ-3 и СБ».
Соответственно, расширение производства не позволяло собрать опытные кадры и делать качественно. Если бы немецкой промышленности поставили в 1939 году задачу довести выпуск к 1941 году до 30 тыс., то они провалились бы в такую же яму упрощений и провала качества.

vova
капитан
капитан
Сообщения: 4897
Зарегистрирован: 18 окт 2004 16:07
Откуда: Tallinn
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение vova » 28 апр 2019 15:46

shuricos писал(а):
26 апр 2019 15:48
Соответственно, расширение производства не позволяло собрать опытные кадры и делать качественно. Если бы немецкой промышленности поставили в 1939 году задачу довести выпуск к 1941 году до 30 тыс., то они провалились бы в такую же яму упрощений и провала качества.
- в 44-м выпуск в Рейхе был 40 тыс. но и с ухудшением качества, например деревянные хвосты у 109-го. "Побеждают большие батальоны".
- ну и порадовало об новые, более мощные, моторы ... в 41-м?

Аватара пользователя
sas
Главком
Главком
Сообщения: 53312
Зарегистрирован: 22 сен 2005 21:34
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение sas » 28 апр 2019 18:01

shuricos писал(а):
26 апр 2019 05:32
Но если бы планы были более адекватными, то и качество можно было бы поднять. Тогда бы мы получили более совершенные самолеты и раньше, и в большем количестве.
Наверное Тимина не слушать надо..Наверное его читать надо
"Советская промышленность ПРОВАЛИЛАпрограмму модернизации имеющихся на вооружении самолётов, поэтому было принято решение сразу запустить в серию поколение машин даже не прошедшее полностью испытательную программу"(с)
При чём тут количество?

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение shuricos » 30 апр 2019 15:23

Здесь https://youtu.be/id32UDqmXqI на 1:56:55 Серов говорит, что на докладе в НКАП по результатам поездки в Германию Поликарпов 20.12.1939 заявил, что немецкая промышленность даёт 45...50 самолётов в день (т.е. около 16,5...18,2 тыс. в год). Это в одну смену работы. Следующие наши комиссии заявляли о том, что немцы по 100 самолётов в день 36,5 тыс. в год) могут давать.

Та же ситуация, что и с танками: многократное завышение возможностей противника.

Аватара пользователя
sas
Главком
Главком
Сообщения: 53312
Зарегистрирован: 22 сен 2005 21:34
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение sas » 30 апр 2019 19:51

Факт в том, что в 1939м году столько самолётов и грузовых планеров в Германии и производилось. ВСЕХ типов.
В остальных докладах отражался не фактический выпуск немецкой авиатехники , а ПОТЕНЦИАЛ тех заводов, на которых побывали советские специалисты.

И , вводя сослагательное наклонение, используй немцы этот потенциал в полной мере, над Кубанью массово появились впервые (бы) не FW-190, а Me-262 B)

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение shuricos » 04 май 2019 08:11

sas писал(а):
30 апр 2019 19:51
Факт в том, что в 1939м году столько самолётов и грузовых планеров в Германии и производилось. ВСЕХ типов.
Не нахожу подтверждения Вашим словам.
Тут https://e-notabene.ru/istinf/article_26630.html за 5 (!) лет 32611 всех типов насчитали, включая даже экспериментальные и опытные экземпляры.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение shuricos » 06 май 2019 17:07

sas писал(а): "Советская промышленность ПРОВАЛИЛАпрограмму модернизации имеющихся на вооружении самолётов, поэтому было принято решение сразу запустить в серию поколение машин даже не прошедшее полностью испытательную программу"(с)
При чём тут количество?
При том, что, например, один из двух крупнейших авиастроительных заводов (No.21 в Горьком) откровенно слил внедрение И-180, потому что планы производства И-16 были бешеные.

И-180, конечно, тоже не предел мечтаний, но более 570 км/ч давал (не хуже Як-1). На нём бороться с Ме.109Е и F (уже 600 ки/ч) было бы намного проще, чем на И-16, которые даже 500 не давали. И при этом продолжали тысячами гнать совершенно устаревшие бипланы И-153 (в 1939 году его запустили, за два года почти 3,5 тыс штук наклепали)!

Ответить

Вернуться в «История авиации»