Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

от 1800 (и раньше) до 1953 г.
Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение shuricos » 04 авг 2020 05:51

shuricos писал(а):
03 авг 2020 17:12
Кроме того, предполагалось иметь:
- Дальнеразведывательные эскадрильи - 8
- Армейские разведывательные эскадрильи – 10
- Войсковые разведывательные эскадрильи – 30​
- Корректировочные отряды – 22​​​​.
Всего получается 70 эскадрилий = 840 самолётов.
На ноябрь 1937 года, когда было принято это решение, все эти эскадрильи могли быть укомплектованы разведчиками Р-Z, производившимся в 1936...37 годах. На рубеже 1937...38 годов имелось более 900 таких самолётов
Изображение
Он ничуть не был выдающимся самолетом, конечно же, но ничего более подходящего в значимых количествах мы пока не имели.

В роли дальнего разведчика Р-6 уже был слишком тихоходен (230 км/ч против 316 км/ч у Р-Z) и имел недостаточную практическую дальность (800 км против 1000 км у Р-Z). Да и практический потолок у Р-Z был достойный - 8,7 км против 5,6 у Р-6:
Изображение
В дальнейшем дальним разведчиком должен был стать ДБ-3 (400 км/ч, 3100 км).
Изображение
Его едва-едва запустили в производство в конце 1937 года (до конца года выпущено 15 экземпляров, которые можно было использовать для переучивания личного состава), но уже в 1938 году все 8 дальнеразведыватедьных эскадрилий могли быть перевооружены на ДБ-3, о котором речь пойдёт позже.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение shuricos » 04 авг 2020 09:58

Пожалуй, лучшим вариантом для армейского разведчика был бы СБ.
При примерно равной с Р-Z дальности, его скорость была почти на 100 км/ч выше (около 420 км/ч), что позволяло ему достаточно далеко проникать на территорию противника, а при необходимости - уходить от истребителей.
Изображение
Для 10 армейских разведывательных эскадрилий достаточно 120 СБ.
К концу 1937 года было изготовлено уже 1194 СБ, небольшая часть из них отправилась в Испанию, но всё же оставшегося количества было более, чем достаточно, чтобы укомплектовать все 10 армейских разведывательных эскадрилий.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение shuricos » 04 авг 2020 11:51

В то же время (1937) началось производство нового разведывательного самолёта — Р-10.
У него скорость 370 км/ч (на 50 км/ч больше, чем у Р-Z), практическая дальность 1300 км (на 300 км больше, чем у Р-Z):
Изображение
Его можно было использовать как войсковой разведчик или корректировщиик.

До конца 1937 годы было произведено 26 экземпляров, что позволяло укомплектовать ими 2 эскадрильи.

В 1938 году было произведено ещё 100 экземпляров (должны были больше, но производство было приостановлено для устранения выявленных дефектов), т.е. к установленному сроку имелось 126 Р-10 — это позволяло полностью укомплектовать ими 10 эскадрилий.

В 1939 году было поставлено ещё 365 Р-10, что позволяло полностью укомплектовать оставшиеся 20 войсковых разведывательных эскадрилий (240 самолётов). Ещё 21 Р-10 был передан в морскую авиацию.
Оставшиеся Р-10 могли быть распределены по эскадрильям в качестве резервных и учебно-тренировочных машин.

Т.е. фактически в каждой войсковой разведывательной эскадрилье получалось бы по 15 Р-10 (12 основных и 3 резервных).

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение shuricos » 04 авг 2020 11:57

Той же осенью 1937 года окончательно был забракован двухместный истребитель ДИ-6.
Его рекомендовали переделать в войсковой разведчик или учебно-тренировочный самолёт.

Его скорость 370 км/ч (как у Р-10), двигатель М-25 (такой же, как у Р-10), но практическая дальность только 550 км.
Изображение
Бипланная схема позволяет ему уменьшить разбег и пробег (в сравнении с Р-10), что позволяло его использовать с площадок подскока недалеко от фронта.
Малая дальность ограничивала его применение в глубине территории противника, но была вполне достаточной для выполнения функций корректировщика.

В 1936-1937 годах было произведено 122 ДИ-6. Их можно было немедленно распределить по 22 отрядам корректировщиков по 5 самолётов + 12 ДИ-6 оставить для тренировок.

В 1938 году было произведено ещё 100 ДИ-6, что позволяло довести число самолётов в каждом отряде корректировщиков до 9...10.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение shuricos » 04 авг 2020 20:50

Таким образом, разведывательная авиация могла быть полностью укомплектована:
- дальняя - в начале 1938,
- армейская - в конце 1937,
- войсковая - на 1/3 к концу 1938, полностью к концу 1939,
- корректировочная - к концу 1938.
Теперь переходим к бомбардировщикам и штурмовикам.

По состоянию на 01.06.1940 года в войсках имелось 3334 самолёта типов Р-6, Р-5, Р-5ССС, Р-5Ш, Р-Z и Р-10.
Р-10 было около 500 шт, Р-Z - около 1000 штук, Р-6 - около 200 штук, Р-5Ш и Р-5ССС - 448 штук.
Т.е. «обычных Р-5» было около 1400 штук.
Изображение
Вместе со штурмовиками Р-5Ш и Р-5ССС, за минусом убывших в Испанию, получается, что на рубеже 1937/38 годов было более 1700 штук этих самолётов.

Это позволяло полностью укомплектовать ими 13 штурмовых и 11 легко-бомбардировочных полков, предусмотренных планом ноября 1937 года (1512 самолётов) и ещё оставалось бы около 200 Р-5 в качестве резервных и учебно-тренировочных машин.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение shuricos » 05 авг 2020 05:05

К сожалению, штурмовая и легкобомбардировочная авиация в предвоенные годы у нас не получила должного развития (об этом мы поговорим позже), зато бурное развитие получили скоростные бомбардировщики.

Планами предусматривалось создать 27 полков СБ к 01.01.1939.
До 01.01.1938 года было произведено 1194 СБ.
Из них 92 были отправлены в Испанию, а 120 мы предполагаем переоборудовать в разведчики и использовать в армейских разведывательных эскадрильях.
Остаётся 982 СБ, т.е. каждый из 27 полков СБ уже в начале 1938 года мог иметь 36 машин (плюс ещё около 20 Р-5 в каждом полку для тренировок личного состава перед получением новых машин в 1938 году).

В течение 1938 года было произведено ещё 1427 СБ.
Из них:
- 31 был отправлен в Испанию,
- 729 направлены в полки СБ для доведения их численности до штатной (63 машины).
- 189 СБ сформируют необходимый 50%-ный резерв на Дальнем Востоке.
Т.е. ещё до конца 1938 года все 27 полков СБ будут укомплектованы полностью и даже с резервом.

Остаются ещё 478 СБ.
Этого достаточно, чтобы сформировать ещё 7,5 полнокровных полков.
Но лучше их использовать в модификации УСБ - в качестве учебных, где кабина штурмана заменяется кабиной инструктора с дублирующим управлением.

Изображение
Такая модификация была разработана в марте 1938, причём, в УСБ можно было переоборудовать любой старый СБ путём замены кабины штурмана.
Получится целая учебная эскадрилья на каждый полк СБ.

IRL было изготовлено только 110 УСБ (в т.ч. 81 в виде комплектов для переделки старых машин). Этого было мало, что осложняло подготовку пилотов для СБ - пилоты приходили в части плохо подготовленными.
Как видно из этого моего расчета, такая экономия была нецелесообразной - мы произвели достаточное количество СБ, чтобы укомплектовать ими все запланированные полки СБ с резервом, все армейские разведывательные эскадрильи и ещё почти 500 штук могли быть спокойно переданы для обучения летчиков. Тем более, что трансформация СБ в УСБ обратима.

Аватара пользователя
sas
Главком
Главком
Сообщения: 53312
Зарегистрирован: 22 сен 2005 21:34
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение sas » 05 авг 2020 07:54

shuricos писал(а):
02 авг 2020 08:46
Для 1936 года он (И-153), действительно, был бы лучшим истребителем. Но не в 1939, году (когда реально И-153 пошёл в серию).
И для 1937го. И для 1938го )) И даже до СЕРЕДИНЫ 1939го Потому что в советском концепте И-16 это тяжёлый истребитель ПВО,а И-15( во всех модификациях) -лёгкий фронтовой истребитель не нуждающийся в качественно подготовленных ВПП. А звоночек во всю силу начал звенеть после того как советских допустили до авиазаводов Рейха)
Как штурмовик. За неимением лучшего. Бывает
Сова уже не лезет на глобус..Вы так ещё FW-190 и Bf-110 "штурмовиками" и "бомбардировщиками" назовёте )))
Это тоже из ноябрьского доклада 1936 года и относится к ранним СБ.
В 1937 -38м было то же самое . Более того, расстреляли 12ть вредителей. Допускающих выпуск с заводов двигателей " с плохой запрессовкой цилиндров"(с)

Аватара пользователя
sas
Главком
Главком
Сообщения: 53312
Зарегистрирован: 22 сен 2005 21:34
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение sas » 05 авг 2020 07:57

shuricos писал(а):
21 июл 2020 11:41
эту пушку ставить в вину И-17бис.
Это не "вина". Это "отсутствие преимущества"

Аватара пользователя
sas
Главком
Главком
Сообщения: 53312
Зарегистрирован: 22 сен 2005 21:34
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение sas » 05 авг 2020 08:00

shuricos писал(а):
31 июл 2020 20:55
В-третьих, лучше/хуже по какому признаку?
Понимаете, есть такое понятие "соотношение тяги к весу" ))) В данном случае мы не о "самолёте"..что б не прыгать как блоха. А о двигателе.
И..знаете ли Вы что в 1938м, уже после того как шлёпнули 12 вредителей-двигателистов..но положение не вправлялось, поступило предложение даже СБ перевести на двигатели ВОЗДУШНОГО охлаждения, как БОЛЕЕ отработанные в СОВЕТСКОМ производстве? )

Аватара пользователя
sas
Главком
Главком
Сообщения: 53312
Зарегистрирован: 22 сен 2005 21:34
Контактная информация:

Re: Может, меньше, да лучше? (авиация 1941)

Сообщение sas » 05 авг 2020 08:05

shuricos писал(а):
04 авг 2020 09:58
Пожалуй, лучшим вариантом для армейского разведчика был бы СБ.
Вы это точно не с сарказмом? ))). "Разведчик" у которого основным нареканием в эксплуатации было постоянное "недостаточный обзор". Которые при бомбёжке, при необходимости резкого маневрирования, , из-за этого самого "недостаточного обзора" -теряли ориентировку? ))))

Ответить

Вернуться в «История авиации»