Современный воздушный бой

текущее состояние дел
Аватара пользователя
Djoker
лейтенант
лейтенант
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 18 дек 2009 14:51
Откуда: Russia
Контактная информация:

Сообщение Djoker » 15 май 2010 20:14

http://community.livejournal.com/polska ... ad=1173408
Перевод статьи Polskie MiG-29 vs polskie F-16

Соотношение сил:

2 МИГ-29 против 2 F-16, 4 МИГ-29 против 4 F-16, 2 МИГ-29 против 1 F-16, 1 МИГ-29 против 2 F-16.

Самолёты МИГ-29 9-13 выпуска середины 80х.
F-16 C/D Block 52M+ 2006 года выпуска.

Пилоты:

МИГ-29; не слишком опытные польские пилоты, 3 года летающие на бывших немецких МИГ-29. Очевидно, не хотелось имитировать воздушный бой с опытными пилотами польских МИГ-29, летающими в другой эскадрилье, поскольку это было бы несправедливо по отношению к малоопытным пилотам польских F-16.
Польские пилоты, эксплуатирующие F-16 всего несколько месяцев, и американские инструкторы с налётом в несколько тысяч часов.

Высота-5000 метров.

Учебные бои завершились с ничейным результатом что, учитывая очень старую версию МИГ-29 используемую в польской авиации, очень хорошо характеризует этот самолёт.

Сейчас опишу всё это своими словами, исходя из того, что нашёл на военных форумах.

Заметность самолётов:

Миг-29 гораздо более заметен в воздухе, по причине вырывающихся из двигателей клубов чёрного дыма, которые появляются при включении дожигателей. Дожигатель (Afterburner) это устройство в двигателе самолёта, при включении которого резко увеличивается скорость, а самолёт сжигает огромное количество топлива.
Пилоты МИГ-29 докладывали, что большой проблемой для них было визуальное обнаружение F-16,с их малодымящими двигателями,а ситуацию дополнительно усложнял эффективный камуфляж польских F-16.

Обзор из кабины пилота:

Конструкция кабины F-16 обеспечивает лучший обзор во всех направлениях по сравнению с МИГ-29.
Конструкция кабины МИГ-29 такова, что обзор задней полусферы практически отсутствует.

Маневренность в горизонтальной плоскости:

Время виража у МИГ-29 меньше чем у F-16.

Версия F-16 используемая нашей авиацией имеет лучшую маневренность на вертикалях чем старая версия МИГ-29 используемая в нашей авиации.
Это не значит что эта ситуация сохранится при сравнении с более новыми модификациями МИГ-29. По идее надо сравнивать старую версию МИГ-29 с F-16A, чтобы сравнение было корректным.

Маневренный бой:

МИГ-29 имеет большое преимущество над F-16 в маневренном бою (dogfait) поскольку для пуска ракет ему не требуется заходить в хвост самолёту противника.Достаточно чтобы самолёт противника находился 60° вправо или влево от оси самолёта.. F-16 может атаковать цели сотклонением 30°от оси самолёта.Проще говоря пилоту F-16 в маневренном бою для атаки самолёта противника необходимо зайти ему точно в хвост.

Запас топлива:

F-16 имеет гораздо больший запас топлива(что касается не только польской версии МИГ-29,но и всех существующих). Это приводит к необходимости МИГ-29 сбить F-16 как можно быстрее. Продолжение боя снижает шансы МИГа у которого быстрее закончится топливо.

Комфорт:

Почти все кнопки для управления оружием и самолётом в случае с F-16 размешены на ручке управления .Пилот F-16 почти не должен включать или нажимать что либо не расположенное на ручке управления. Пилоту МИГ-29 приходится труднее,поскольку органы управления распределены по кокпиту,иногда далеко друг от друга.Это увеличивает время реакции и снижает концентрацию пилота.

Польские пилоты научились использовать и недостаток МИГ-29(дымный хвост за самолётом).Во время боя один из пилотов отделялся от своей группы и включал режим дожигания, что вызывало появление дымного следа за самолётом. После чего выключив режим дожигания удалялся в другом направлении.Пилоты F-16 включая и американских инструкторов несколько раз были обмануты. Они ориентировались по следам дыма и не доверяли показаниям радара. КогдаF-16 летели к этому месту им в хвост со стороны солнца заходили МИГ-29.

В прошлом польские МИГ-29 на манёврах НАТО показывали огромное преимущество над самолётами F-4 Phantom и Tornado. Случалось что один МИГ-29 легко сбивал четыре таких самолёта в маневренном бою.

Фильмы:

Демонстрационные полёты польского F-16. Дым из двигателей почти не виден,заметны только струи сжатого воздуха.

http://www.youtube.com/watch?v=rlSnNeIYu5U

Демонстрационные полёты польских МИГ-29 в Литве.Типичный для этих самолётов дым из двигателей не облегчает ведение воздушного боя.

http://www.youtube.com/watch?v=H0C4uu33PPo

Re: Приношу извинения автору за возможные неточности при переводе.Это мой первый опыт с польским текстом. Никогда не летал на МИГ-29 и не знаю особенностей эксплуатации двигателя Р-33. Поэтому привожу ответ на вопрос "Почему дымят МИГ-29?"с форума AVIA.RU лётчика испытателя,Героя России итд. итп. А.Гарнаева. "В камерах сгорания первых РД-33 стояли форсунки старой редакции "без аэрации" - на бесфорсажных (форсаж сам по себе ВСЁ дожигает...) режимах, когда включалась "предельная настройка" (по приведенным оборотам - около "максимала") у них резко падала эффективность распыла топлива внутри К.С., чем и обусловливалось повышенное дымление (как на автомобиле, когда из-за переобогащённой смеси бензин в движке сгорает не полностью). Этими форсунками было снабжено немеряное кол-во рем.комплектов ... но т.к. на ТТХ движков и самолётов ЭТО практически не влияет - то не выкидывать же !

Вот и решили :

- в мирное время (когда демаскирующий дым ничем особым не чреват) можно использовать как старые, так и новые ("с аэрацией" -> без дыма) форсунки.

Arkadiy
капитан
капитан
Сообщения: 7939
Зарегистрирован: 15 апр 2006 15:02
Откуда: Израиль. Холон.
Контактная информация:

Сообщение Arkadiy » 29 июн 2010 12:41

Честно прочел,почти ничего не понял,но для любителей спроектировать воздушный бой может быть не безинтересно. http://www.militaryparitet.com/teletype ... type/7902/

Аватара пользователя
Петрович
капитан
капитан
Сообщения: 14945
Зарегистрирован: 04 сен 2004 20:22
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Петрович » 20 сен 2011 09:01

не совсем современный, но из всех тем эта кажется наиболее подходящая

фантастический рассказик "Воздушный бой 1973 года". Он был написан в самом начале пятидесятых, по мотивам воздушных битв Корейской войны; писатель Мак Рейнольдс решил представить, как будут выглядеть бои с русскими асами через двадцать лет, целое поколение спустя.
http://www.gutenberg.org/files/29940/29 ... 9940-h.htm на английском
Воздушный бой 1973 года

Мой радар засёк его, когда он был в пятистах милях к северо-северо-востоку от меня и на сорок пять миль выше (800 км и 72 км - Г.Н.). Я сразу переключил на него вычислитель скорости, так быстро, как только смог.

Вражеский самолёт шёл на шестнадцати, возможно, даже на шестнадцати с половиной (сотен миль в час; это примерно 2600 км/ч - Г.Н.). Судя по скорости, это был "Ивар", перехватчик - я решил рискнуть и быстро набил манёвр уклонения правой рукой, а левой в тот же момент вставил в вычислитель перфокарту "Ивар К-12", введя его предположительную скорость, высоту и расстояние. Данных пока было мало, но у него на меня было не больше, а то и меньше; я мысленно поздравил себя с быстрой идентификацией цели.

Теперь он был достаточно близко, чтобы появиться на экране моего видоискателя. По крайней мере, он был один, спасибо и на этом. Мой ближайший товарищ мог добраться до меня минуты за полторы, как минимум - ему с таким же успехом могло потребоваться лет сто.

Вот что всегда трудно объяснить гражданскому; фактор времени. Учтите, что мой рассказ займёт ещё какое-то время, а случившееся тогда заняло меньше шестидесяти секунд.

Он сразу угадал мой манёвр уклонения - либо угадал, либо у него стоял новый вычислитель, намного превосходящий всё, что выпускалось на нашей стороне. По тому, как он ушёл в сверхзвуковую "бочку", я понял, что он раскусил меня.

Я быстро пробил в перфокарте новый узор на основе того немногого, что выдал мой вычислитель. По крайней мере, я засёк его поворот. Я набил эти данные, быстро вставил перфоркату в Ай-Би-Эм, предположил, что дальше он скорее всего попробует проход, решил рискнуть и набил и это тоже.

Я ошибся. Он не использовал возможность зайти мне в лоб. Либо он был зелёным новичком, только-только окончившим лётное училище, либо он был до противного уверен в себе. Я сжал губы, отменил перфокарту встречного прохода и набил вместо неё ещё две.

В наушниках раздался голос оператора с базы: "Джерри, да это же сам Дмитрий, на одном из их новых К-12А! Мочи гада!"

Мне захотелось огрызнуться. Он знал, что нельзя отвлекать меня в такие моменты. Я уже открыл рот, но тут же осёкся. Он сказал К-12А? Он сказал К-12А?

Я уставился в экран видоискателя. Высокий хвост, фонарь кабины, на крыльях баки странной формы...

Я промахнулся с идентификацией цели!

Я врубил очередной манёвр уклонения, стандартный набор, я не успевал набить новую программу. Но он вцепился в меня, как оса. Я обнулил данные, загрузил другую программу. Отмена. Ещё одну!

Занимаясь этим, я одновременно врезал по кнопке сброса на своём вычислителе, извлёк все перфоркарты и мгновенно ввёл данные на "Ивар К-12А" вместе со всеми теми рассчётами, которые я успел сделать, пока мой мозг был занят попытками увернуться.

Мои руки всё ещё двигались, мои пальцы бегали по клавишам, мои ноги жали на педали. Но в душе я уже смирился.

Он добился такого преимущества, что меня хватало только на то, чтобы удерживать его в видоискателе. Он был то справа, то слева от меня. На целую четверть секунды я поймал его в перекрестье прицела, но автоматическая система ведения огня не успевала навестись - совсем не успевала.

Его собственные пушки полыхнули алым.

Я вдавил полдюжины кнопок, опустил рычаги, постарался дотянуть до базы.

Два жёлтых огонька зажглись слева от кабины и в тот же момент экран моего видоискателя погас. Я ослеп.

Беспомощный, я откинулся в кресле.

Индикатор скорости задрожал и медленно стал опускаться к нулю. Высотомер сдох. Индикатор топлива туда же. Наконец, накрылась дюжина или около того тревожных датчиков, разбросанных по всему самолёту. Боевая машина стоимостью в пятнадцать миллионов долларов превратилась в груду обломков.

Я просидел там минуту, долгую минуту, осознавая это.

Потом я поднялся на ноги и медленно открыл дверь своей кабины. Там уже стоял сержант Уотерс и остальные техники. По-моему лицу они сразу поняли, что случилось.

Сержант начал говорить: "Капитан, я..."

"Всё в порядке, сержант", - проворчал я, - "Машина была в норме". Я повернулся в сторону командного пункта.

Билл Диксон подскочил со стороны своей кабины: "Говорят, у тебя вышла стычка с самим Дмитрием".

"Не знаю", - ответил я, - "Я не знаю, он это был, или кто другой. Если кто-то из вас и умеет узнавать его по манере управления, то я - нет".

Он ухмыльнулся: "Он сбил тебя, а?"

Я промолчал.

"Так что случилось?"

"Я думал это был "Ивар К-12", и вставил в вычислитель его перфокарту. Оказалось, это был один из этих новых К-12А. Ясное дело, этого хватило".

Билл снова ухмыльнулся: "Это второй за неделю. Тебя достали с земли около того моста, и теперь вот..."

"Заткнись", сказал я.

Он демонстративно стал загибать пальцы: "Если я не ошибаюсь, стоит тебе угробить ещё один самолёт, и можешь считать себя вражеским асом!"

Его было не остановить. "Пошёл к чёрту", - сказал я, - "Кончай уже. У меня и без твоих подколок проблем полно. Мне придётся провести на командном пункте ещё полчаса, на разборе полёта. Значит, я опять опоздаю на ужин. А ты знаешь Молли".

Билл посерьёзнел. "Да. Хм. Извини", - сказал он, - "Война - это ад".
дистанционно-управляемый помехозащищённый самолёт за 15 миллионов долларов, ага. Разработчики раптора и Ф-35 на этом месте должны почувствовать некоторую неловкость :D
Правильно угадан упор на скоротечность боя, автоматизацию и компьютеризацию, на набивание перфокарт в бою доставило со страшной силой.
Солдат! Помни! Когда ты спишь - враг не дремлет! Спи больше! Изматывай врага бессонницей!

Поживём - увидим. Доживём - узнаем. Выживем - учтём

За излишнюю горячность и нежелание исправлять свои ошибки общественно-полезным трудом на благо форума предупреждение

a1tra
капитан
капитан
Сообщения: 13020
Зарегистрирован: 07 май 2005 20:41
Откуда: Челябинск
Контактная информация:

Сообщение a1tra » 20 сен 2011 17:29

Да, это всегда так. Предсказатели понятия не имеют, какими средствами будут пользоваться в будущем. :)
И это радует.
Только когда все умрут, закончится большая игра.

Аватара пользователя
Боцман
капитан
капитан
Сообщения: 6474
Зарегистрирован: 15 ноя 2007 07:56
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение Боцман » 21 сен 2011 08:36

Петрович писал(а):Цитата(Петрович @ 20.9.2011, 13:01) дистанционно-управляемый помехозащищённый самолёт за 15 миллионов долларов, ага. Разработчики раптора и Ф-35 на этом месте должны почувствовать некоторую неловкость :D
Тогда доллар был другой, раз в 50 более "золотой" чем сейчас. Если цену нынешнего Раптора разделить на 50, то... вполне достойный прогноз стоимости был у автора!
Последний раз редактировалось Боцман 21 сен 2011 08:38, всего редактировалось 1 раз.
Жизнь такая штука, что хочется две штуки

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6389
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Сообщение shuricos » 26 дек 2012 09:29

Друзья,
несколько лет назад мне на форуме ГСПО предоставили ссылку на советское учебное пособие по тактике воздушного боя. Убился уже, а найти не могу - ни дома на компьютере, ни здесь на форуме.
Выручите?
Последний раз редактировалось shuricos 26 дек 2012 09:30, всего редактировалось 1 раз.
Всё вышесказанное - IMHO

YYKK
капитан
капитан
Сообщения: 10584
Зарегистрирован: 27 авг 2004 06:38
Откуда: Жуковский
Контактная информация:

Сообщение YYKK » 26 дек 2012 16:12

Воздушный бой пары и звена истребителей.— М: Воениздат, 1958. — 128 с. / Составители Якушин М. Н. и Важин Ф. А.
Книга на сайте: amyat.narod.ru

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6389
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Сообщение shuricos » 27 дек 2012 05:33

YYKK писал(а):Цитата(YYKK @ 26.12.2012, 19:12) Воздушный бой пары и звена истребителей.— М: Воениздат, 1958. — 128 с. / Составители Якушин М. Н. и Важин Ф. А.
Книга на сайте: amyat.narod.ru
Спасибо!
Дома посмотрю - та ли это книжка.
Всё вышесказанное - IMHO

Ответить

Вернуться в «Современная авиация»