Морская "гонка"

История кораблестроения и морских сражений от древних времён до 1953 г.
Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6840
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Морская "гонка"

Сообщение shuricos » 27 апр 2021 18:07

У такой системы, правда, был и ряд минусов.

Во-первых, слишком долго в миноносных бригадах задерживались бы старые миноносцы, а значит они не могли быть переделаны в тральщики и другие вспомогательные суда до 1914 года. Это заставило бы строить такие суда специально.

Во-вторых, в случае войны резервные миноносцы вводились бы в строй, а тогда в бригадах получалась бы разнотипица: в первом дивизионе современные корабли, а во втором - старые, тихоходные, менее мореходные.

В-третьих, увеличение числа миноносных бригад потребовало бы соответствующего увеличения количества легких крейсеров.
Если считать по 2 крейсера на бригаду (один крейсер на один дивизион), плюс по одному резервному крейсеру на каждые 5 строевых, то в сумме потребовалось бы 12 легких крейсеров.

В-четвёртых, чтобы сохранить единство техники в рамках конкретной бригады, пришлось бы производить новые миноносцы с разными типами котлов - французскими, немецкими, английскими. Ещё хуже дело было бы с двигателями: на старых кораблях паровые машины, а на новых - турбины.

Поэтому не исключаю, что строго придерживались бы предельных сроков службы миноносцев, т.е. к концу 1908 года списали бы во вспомогательные подразделения все миноносцы и минные крейсера, вошедшие в строй до 1890 года, включительно. А на Балтике это 16 кораблей.
Т.е. к концу 1908 года могло оставаться только 38 миноносцев.

Вместе с 34 контр-миноносцами и 24 добровольцами это получалось бы 96 кораблей, т.е. ровно 4 бригады:
- одну только с 24 «добровольцами»,
- две на контр-миноносцах с 14 Перновыми в учебно-практических дивизионах,
- одну чисто на миноносцах с циклонами в качестве основной ударной силы.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6840
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Морская "гонка"

Сообщение shuricos » 27 апр 2021 18:46

К 1914 году было бы списано ещё 13 миноносцев и минных крейсеров. Оставалось бы только 25 миноносцев.
За то же время (1909-1913) было бы введено в строй 40 новых эсминцев.
Общее число минных кораблей составило бы 123, т.е. можно было бы сформировать пятую бригаду.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6840
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Морская "гонка"

Сообщение shuricos » 29 апр 2021 11:03

shuricos писал(а):
19 апр 2021 07:39
может базироваться на Ригу и прикрывать острова Моонзундского архипелага и входы в Рижский залив
Думаю, что более разумным было бы организовать базу не в Риге, а на острове Моон (Муху).

Во-первых, это дальше от границы.

Во-вторых, отсюда до Ирбенского пролива ближе, чем из Риги.

В-третьих, отсюда можно прикрывать ещё и устье Финского залива, при необходимости.

Для прохода миноносцев Моонзунд был пригоден даже до углубления:

Глубина Моонзунда у его северного входа составляла около 105 м., а к югу она доходила до 26.5 м. у южного края острова Вормс. Еще дальше к югу глубина уменьшалась до 6-9 м., а на параллели северного края острова Моон – до 5-5.5 м. Здесь мели и рифы оставляли у берега острова Моон фарватер не глубже 4.6 м. при ширине около 2 кб. Это место было известно под названием "чулок" и не позволяло проходить судам с осадкой более 4 м. Летом при восточном ветре и повышенном атмосферном давлении уровень моря опускался еще на 0.4–0.5 м. За "чулком" до входа в Рижский залив глубина увеличивалась до 14–30 м.

Именно здесь, на "чулке", в 1888 году проводил свои первые бурильные работы полковник Макдональд, и лишь спустя 27 лет, в 1915 году сюда пришли землечерпалки, чтобы углубить Моонзунд до 8.5 м., то есть до глубины, позволяющей при необходимости переводить из Финского залива в Рижский линейные корабли и крейсера.

Наиболее крупные острова архипелага – Эзель (Саарема) и Даго (Хиума). Расположенный между ними пролив Соэлозунд имел ширину около 3 миль, но был загражден почти непрерывной чередой банок и мелких островов, идущих поперек пролива от Эзеля к Даго. Лишь в двух местах имелись узкие проходы глубиной 2 и 3 м.
DF21E589-A4EA-4D75-8818-2F66CCC7CE03.jpeg
В 1914 году здесь как раз и организовали нашу маневренную базу:
В 1914 году пристань Куйваст (Куйвасту) на острове Моон (Муху) стала маневренным пунктом базирования русских Морских сил Рижского залива. Здесь находились линкор "Слава" и линейный корабль "Цесаревич", эсминцы и миноносцы, множество других судов стояло на этом рейде.
https://tms.ystu.ru/moonzund.htm

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6840
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Морская "гонка"

Сообщение shuricos » 01 май 2021 16:45

shuricos писал(а):
14 апр 2021 09:20
Таким образом, уже в 1905 году необходимо было хорошенько задуматься о том, чтобы на будущих броненосцах вместо 8-дюймовок ставить что-то посущественнее.
Я сомневаюсь, что у нас решились бы новые корабли строить c единой 12-дюймовой артиллерией, пока это не стало мэйнстримом (пока не узнали о «Дредноуте» и «Нассау»).
Не стоит рассчитывать и на линейное расположение башен.
Но что могли бы сделать — так это на преемнике «Первозванного» в бортовых башнях установить 10-дюймовые пушки. Скорее всего, по одной на башню.
Вероятнее всего, при этом не отказались бы и от казематных 8-дюймовок, т.е. сделали бы аналог «Катори» (но с 8’’/45 вместо 6’’).

Такой корабль, скорее всего, разрабатывался бы в течение 1905 года и был бы заказан Балтийскому заводу с постройкой на стапеле с сентября 1906 (когда можно было ожидать спуска «Павла I») до осени 1907.
Я угадал:
Поскольку все эти коррективы требовалось учесть и при проектировании броненосца следующей серии типа «Андрей Первозванный)», но с заменой 203-мм башенных установок на 254-мм, то уже выданные наряды на постройку двух таких кораблей пришлось отменить.
Изображение
http://www.keu-ocr.narod.ru/Andrey/
Т.е. уже в 1905 году были выданы заказы на 2 броненосца с 2х2х12" и 6х2х10".

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6840
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Морская "гонка"

Сообщение shuricos » 08 май 2021 13:00

Подводное кораблестроение в период между РЯВ и ПМВ чётко делится на две части: до 1907 года и после 1911 года.
В промежутке между 1907 и 1911 годами ни одна подводная лодка не была заложена, только достраивались ранее заложенные лодки. В 1911 году началось массовое Строительство лодок (серии Барс, Морж, Голланд-27в, Голланд-31А). Причём, в основном с 1911 строились лодки намного крупнее прежних - 760...990 тонн подводного в/и против максимум 480 у более ранних.

До 1907 года были заложены или приобретены за рубежом 31 подводная лодка.
Из них 8 были заложены уже после РЯВ. В т.ч. все 5 более или менее крупных (480 тонн подводного водоизмещения) и один экспериментальный «Почтовый».
Из 23 лодок, заложенных до или во время РЯВ, только 10 успели вступить в строй до её окончания. Остальные 13 вступили в строй:
- в конце 1905 - 1 шт.
- в 1906 - 7 шт
- в 1907 - 3 шт.
- в 1908 - 2 шт.

Из десяти ПЛ, успевших вступить в строй до конца РЯВ:
- одна совсем крохотная 17-тонная немецкая «Форель» (бОльшую часть РЯВ она была единственной ПЛ у нас на Дальнем Востоке),
- шесть с подводным водоизмещением около 180...190 тонн (типа 140 и Protector),
- три с подводным водоизмещением 125...135 тонн («Дельфин» и Голланд-27а).

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6840
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Морская "гонка"

Сообщение shuricos » 09 май 2021 03:50

По состоянию на конец 1906 года у нас в строю было 18 подводных лодок, в т.ч. 12 во Владивостоке и 6 на Балтике.

Как я уже говорил, из них «Форель» имела очень условную боевую ценность, в виду своих крохотных размеров (18 тонн) и малой дальности (20 миль).
Изображение
Такую лодку можно было использовать разве что только как учебную. Да и то при экипаже в 2...3 человека обучать удавалось бы разве что только одного человека за один выход.

Наша первая подводная лодка «Дельфин» тоже годна была разве что для обучения - слишком велико было у неё время погружения - 15 минут (и даже после модернизации - 12 минут, всё равно запредельно много)!
Изображение

Таким образом, за вычетом этих лодок, у нас в конце 1906 года было только 16 боевых подлодок:
- 4 типа «Касатка» (развитие «Дельфина») - все во Владивостоке,
- 6 типа «Осётр» (американский «Protector») - пять во Владивостоке и один на Балтике,
- 6 типа «Сом» (американский же Holland-VIIR) - пять на Балтике и один во Владивостоке.

Опять какая-то необъяснимая разносортица: почему не все 6 «осетров» во Владивостоке и не все шесть «сомов» на Балтике?

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6840
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Морская "гонка"

Сообщение shuricos » 09 май 2021 08:08

shuricos писал(а):
09 май 2021 03:50
- 6 типа «Сом» (американский же Holland-VIIR) - пять на Балтике и один во Владивостоке.
Поправка:
- во Владивосток было отправлено 2 ПЛ этого типа,
- 3 оставались на Балтике,
- одна была отправлена в Севастополь.

В 1907 году была построена седьмая лодка этого типа и тоже отправлена в Севастополь.

В итоге лодки этого типа оказались раздерганы по 2...3 штуки между тремя ТВД.
:140:

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6840
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Морская "гонка"

Сообщение shuricos » 09 май 2021 10:10

shuricos писал(а):
09 май 2021 03:50
Таким образом, за вычетом этих лодок, у нас в конце 1906 года было только 16 боевых подлодок:
- 4 типа «Касатка» (развитие «Дельфина») - все во Владивостоке,
- 6 типа «Осётр» (американский «Protector») - пять во Владивостоке и один на Балтике,
- 6 типа «Сом» (американский же Holland-VIIR) - пять на Балтике и один во Владивостоке.
Как я уже говорил, после этих лодок в следующие годы после РЯВ вступили в строй ещё 13 подлодок:
- одна типа «Сом» для Чёрного моря, о которой я сказал в прошлом сообщении,
- два типа «Касатка» (оставлены на Балтике для опытов),
- три типа «Карп» (построены в Германии, переведены на Чёрное море в 1908, одна из них в 1909 погибла),
- четыре типа «Кайман» для Балтики,
- три опытные/экспериментальные собственной постройки - «Почтовый» (о котором я уже сказал, что он не годен для боевой службы из-за отсутствия электрического хода, но мог бы использоваться для обучения механиков), маленькая (150 тонн) «Минога» и большая (480 тонн) «Акула».

Всего получается:
- 22 маленькие в 125...185 тонн,
- 5 больших (480 тонн).

Маленькие лодки имели малую мореходность, а потому не могли использоваться вдали от собственных берегов.
У них не было радиостанций, поэтому их действия невозможно было координировать или использовать лодки для дозора/разведки.
Изображение
К тому же, торпеды тогда были далеко несовершенными.
Новейшие торпеды 1904 года могли ходить на 2 км, но с скоростью только 25 узлов, что позволяло стрелять ими только разве что по неподвижным целям.
Скорость 30...33 узла торпеды 1904 и 1898 годов могли ходить только на 0,6...0,8 км (3...4 кабельтовых). Да и то, с учетом торпедного треугольника, определения скорости и курса противника «на глаз», возможных противоторпедных манёвров противника, дальность сокращалась вовсе до 1...2 кабельтовых.

Скорость ПЛ в 5...6 узлов не давала ей возможность выбирать удобную позицию для атаки.
А малое число ТА (у большинства максимум 2 торпеды в залпе, в на «сомах» - вовсе только один аппарат) не позволяло стрелять залпами.

Всё это делало тогдашние подводные лодки своего рода «умными минами», которые могут занимать позицию и ждать прохода противника в непосредственной близи от себя.
Т.е. эти лодки наилучшим образом подходили для прикрытия проходов в собственных минных заграждениях - своих пропускать, чужих атаковать. В этом случае они могли позволить себе стоять на позиции и выжидать приближения противника.

Впрочем, в некоторых случаях они могли бы разыскивать якорные стоянки противника вблизи наших позиций и атаковать корабли и суда там.

Аватара пользователя
shuricos
капитан
капитан
Сообщения: 6840
Зарегистрирован: 28 дек 2007 09:04
Откуда: Ростов-на-Дону
Контактная информация:

Re: Морская "гонка"

Сообщение shuricos » 09 май 2021 16:45

Совсем другое дело - большие (~480 тонн подводного водоизмещения) подлодки:
- 1 «Акула» по российскому проекту Балтийского завода;
- 4 типа «Кайман», сделанные по американскому проекту Лэка (как развитие «Осетра»),
Изображение

По сравнению с более поздними лодками эти были весьма архаичными, конечно.
Но, во всяком случае, на момент начала строительства (1905...1906) они были вполне на уровне.
Имевшийся задел модернизации позволил с началом ПМВ вооружить их мелкими пушками и установить радиостанции.

Проблема, как всегда, оказалась в том, что все эти 5 лодок строились страшно долго: «кайманы» заложены в конце 1905, «Акула» в конце 1906, а сданы они были итогово только в 1911 (sic!) году!

Германия же к концу 1911 года уже ввела в строй 12 подлодок (не считая экспортных). Причём, их подлодки были совершеннее наших.
Только U-1 (заказана в конце 1905, введена в строй в конце 1906) имела 280 тонн водоизмещения и единственный ТА.
Уже U-2 (заказана в марте 1906, принята в июле 1908) имела 430 тонн водоизмещения. С неё и далее стандартно на каждой лодке 4 ТА (по два в носу и корме).
U-3 и U-4 (заказаны в августе 1907, введена в строй в 1909) были уже больше наших «Кайманов» - 510 тонн.

Потом были 4 лодки типа U-5 (первая пара заказана в августе 1908, введена в строй в 1910; вторая пара заказана в августе 1909, введена в строй в 1911). Они уже 636 тонн в/и и имели дальность более 3000 миль, скорость более 13 узлов. Это уже вполне крейсерские подлодки!
Изображение
Потом ещё 4 лодки типа U-9 (заказаны в июле 1908, введены в строй в конце 1910 и в 1911 году). Они мало отличались от типа U-5, скорость более 14 узлов.

Так что, хотя мы и раньше немцев заказали большие подлодки, но они нас быстро обошли.
К началу ПМВ немцы ввели в строй уже 33 ПЛ и ещё много находилось на разных стадиях постройки.
А мы только в 1911 году начали заказывать лодки в большом количестве. В итоге ни одна из них не успела к Войне!

Ответить

Вернуться в «История флота»