Ракетно-космические программы развивающихся стран

обсуждение вопросов связанных с военным и мирным космосом, освоением дальнего космоса, перспективными космическими проектами. Астрономия.
Аватара пользователя
T.K.Whipla
капитан
капитан
Сообщения: 2799
Зарегистрирован: 10 окт 2007 17:10
Откуда: Msk
Контактная информация:

Сообщение T.K.Whipla » 04 авг 2008 04:56

давненько я не создавал новых тем...в общем, участвовал я тут в ситуационном анализе на указанную тему, общая отредактированная статья будет опубликована в "Индексе Безопасности", а пока считаю вполне возможным выложить свою часть. ежели будет интересно, выложу более развернутый обзор рассмотренных стран, а также графическую интерпретацию достигнутых результатов.

Общее вступление
Анализ ракетно-космических программ с точки зрения их влияния на региональную безопасность необходимо проводить, помня о тесной взаимосвязи «мирных» космических программ и программ по созданию военных ракетно-космических систем. Очевидно, что разработки какой-либо страной собственных ракетных технологий, а также целенаправленное сотрудничество в данной области с другими странами, как в рамках региона, так и на глобальном уровне, приводят к дестабилизации обстановки в регионе. Для этого необходимо изучить ряд факторов, как то:
• Декларируемые цели ракетно-космических программ государств;
• Каналы получения ракетно-космических технологий;
• Промышленный потенциал для реализации ракетно-космических программ (в том числе кадровый вопрос);
• Финансирование программ;
• Межгосударственное сотрудничество, как в приобретении технологий и систем, так и в области сотрудничества в рамках разработки новых технологий;
• Возможности контроля и соблюдения международных режимов нераспространения.
Методика SWOT-анализа позволит структурировать полученные данные для наиболее эффективного их применения. При этом под угрозами (T) следует понимать угрозы региональной стабильности, однако очевидно, что угроза безопасности какой-либо из стран прямо влияет на регион в целом.


Южная и Юго-Восточная Азия
Особенный интерес в данном контексте представляет Южная и Юго-Восточная Азия. Страны этих регионов активно развивают свои ракетные и космические программы, при этом у некоторых из этих программ явно выражен военный характер, в то время как для других приоритетными являются мирные технологии. В данной работе исследуются Индия, Пакистан, Индонезия, Малайзия и Вьетнам. Выбор этих стран предоставляет ряд возможностей:
• Показать различный уровень развития ракетно-космических программ;
• Продемонстрировать «мирные» и «военные» программы;
• Проиллюстрировать роль ракетных и космических технологий в региональном сдерживании и обеспечении стратегической стабильности.

Одной из наиболее перспективных ракетно-космических программ на сегодняшний день является индийская. В стране созданы две национальные космические системы: связи, телевещания и метеонаблюдений на базе геостационарных спутников серии INSAT и дистанционного зондирования Земли на базе низкоорбитальных космических аппаратов типа IRS. В 2000 г. на мировом рынке доля продаж снимков, получаемых с борта КА IRS, составила 20% . В области создания баллистических ракет Индия также достигла серьезных результатов, и на сегодняшний день может уверенно поражать цели на территории Азии . Необходимо отметить успехи в области создания мощных ракетоносителей GSLV и PSLV и выведения спутников (в том числе и иностранных ) на различные орбиты. Эти факты позволяют говорить о высоком уровне развития ракетно-космических программ в Индии. Важно, что эта страна развивает как мирные, так и военные ракетные и космические технологии, что позволит ей в будущем стать одной из ведущих мировых космических держав, в первую очередь благодаря развитию собственных спутниковых группировок и ракетоносителей. При этом необходимо помнить о возможности двойного использования технологий, что, теоретически, может привести к неконтролируемому наращиванию индийского военного потенциала на региональном и мировом уровне, что тем более опасно при наличии ОМУ в этой стране. Однако, на сегодняшний день, подобная политика для Индии представляется нецелесообразной, более соответствующей интересам Индии является обеспечение регионального сдерживания. Россия является важным партнером Индии в рассматриваемой области, особенно в сфере технологий ракетного двигателестроения. Тем не менее, РКРТ серьезно ограничивает сотрудничество в этой сфере, чего нельзя сказать о разработке спутниковых систем, в чем Индии активно помогают ведущие страны мира, например, США.
Пакистанская ракетно-космическая программа активно развивается, в первую очередь, в области ракетных технологий. Проблемы связаны с серьезной зависимостью Пакистана от сотрудничества с КНР и КНДР, а также военным контролем за ракетно-космической программой страны. Кроме того, политическая нестабильность, высокий уровень террористической опасности в стране и непредсказуемость политического режима, в сочетании с наличием ОМУ, делают пакистанскую ракетно-космическую программу серьезным дестабилизирующим фактором в регионе. Однако, можно выделить и конструктивную роль этой страны, а именно обеспечение регионального сдерживания в противоборстве с Индией.
Индонезия является одной из наиболее динамично развивающихся стран в мире в течение весьма длительного времени. Страна использует национальную телекоммуникационную сеть, на сегодняшний день в сотрудничестве с американскими компаниями ведутся работы по созданию системы нового поколения. Другим важнейшим направлением в развитии ракетно-космических технологий Индонезии является совместный с Россией проект «Воздушный старт»: запуск легких спутников с самолетов. В дальнейшем Индонезия надеется продолжить сотрудничество с РФ в области ракетных технологий для укрепления своего возможного статуса «запускающей страны» . К слабым сторонам индонезийской ракетно-космической программы можно отнести высокую зависимость от других государств и не очень стабильную внутреннюю ситуацию. Все же, инвестиционная привлекательность страны и мирный характер технологий, на сегодняшний день позволяют оптимистично смотреть в космическое будущее этой страны и её роль в регионе. При этом следует помнить о возможности изменения характера ракетно-космической программы страны в случае региональных и национальных социально-экономических потрясений.
Малайзия поставила амбициозную задачу попасть в «клуб» космических государств к 2020 году, что предполагает создание собственной спутниковой группировки и работы по изучению Луны. На сегодняшний день она обладает возможностями дистанционного зондирования Земли, а также средствами коммуникации. Малайзия крайне зависит от внешних факторов в космической сфере; для решения этой проблемы руководство страны активно готовит специалистов, в том числе в России , сотрудничает со многими странами. Наиболее важными являются разработки микроспутника в рамках консорциума с Индией (очень актуальное направление для развивающихся стран в условиях отсутствия достаточно мощных ракетоносителей), а также сотрудничество с национальным космическим агентством Японии NASDA в области мирного освоения космических технологий, в том числе строительства космодрома. В сентябре 2007 года первый малазиец был отправлен на МКС. Кроме того, малазийское руководство отмечает необходимость развития собственных систем высокоточного оружия. Данная тенденция заставляет осторожно относиться и к космическим планам страны с точки зрения возможного роста напряженности в регионе. Высокий уровень инвестиционной привлекательности малазийской экономики и наличие политической воли к развитию космических технологий, а также практические шаги, предпринимаемые руководством страны, являются факторами, определяющими перспективность развития ракетно-космических технологий в Малайзии.
Социалистическая республика Вьетнам является самой слабой страной в области ракетно-космических технологий среди рассматриваемых государств. Вместе с тем, руководство Вьетнама намерено активно развивать эти технологии, для чего был создан Институт космических технологий и развивается сотрудничество с различными странами мира. Первым из этапов современной космической программы Вьетнама является запуск спутника связи Vinasat, запланированный на вторую половину 2008 года. В его создании примут участие компании Alcatel Alenia Space (Франция), Lockheed Martin Commercial Space Systems(США) и Sumitomo Corp(Япония). На сегодняшний день спрогнозировать развитие вьетнамской ракетно-космической программы практически невозможно, учитывая высокую уязвимость страны с точки зрения изменений политической и экономической обстановки в регионе и мире.
В результате SWOT-анализа стран Южной и Юго-Восточной Азии можно сделать ряд выводов:
1. Для Южной Азии (Индия и Пакистан) характерна политика взаимного сдерживания в области ракетных технологий, что определяет военную направленность ряда программ. При этом у Индии имеется значительное преимущество в области мирных космических технологий, а также в области спутниковых группировок.
2. Для Юго-Восточной Азии наиболее актуальными являются работы по коммерциализации космических технологий, а также создание собственных средств запуска космических аппаратов, так как геофизические характеристики региона очень привлекательны для вывода спутников на орбиту.
3. Общей особенностью для ракетно-космических программ в рассмотренных регионах является высокая роль международного научно-технологического сотрудничества и уязвимость к внешним экономическим и политическим факторам.

Общий вывод
Влияние развития ракетных и космических программ на международную безопасность имеет многовекторный характер. С одной стороны, развитие ракетных и космических технологий способствует укреплению военной мощи стран, тем самым обеспечивая региональное сдерживание. При этом, в случае доминирования одной из стран в данной области, возможны агрессивные действия. С другой стороны, мирное освоение космоса стимулирует экономическое развитие, как отдельных стран, так и регионов в целом. Помимо этого, важно отметить, что для некоторых развивающихся стран ориентирование на развитие ракетных и космических технологий может привести к отвлечению средств от более приоритетных проблем и в результате региональная стабильность будет разрушена под влиянием внутригосударственных факторов, которые повлекут за собой внешние воздействия.
"..Ликуют Западны пределы,
Предвидя счастие войны." (с)М.В. Ломоносов

мой блог
Ололополитический канал

Barsalieri
капитан
капитан
Сообщения: 5232
Зарегистрирован: 23 май 2007 17:09
Откуда: World
Контактная информация:

Сообщение Barsalieri » 13 авг 2008 19:20

Южная Корея разрабатывает (точнее- уже приступает к летным испытаниям) легкой РН вместе с Россией.
Born to be nomadic

ДонПедро
призывник
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 24 сен 2008 12:12

Сообщение ДонПедро » 30 сен 2008 12:20

T.K.Whipla писал(а):Цитата(T.K.Whipla @ 4.8.2008, 7:56) давненько я не создавал новых тем...в общем, участвовал я тут в ситуационном анализе на указанную тему, общая отредактированная статья будет опубликована в "Индексе Безопасности", а пока считаю вполне возможным выложить свою часть. ежели будет интересно, выложу более развернутый обзор рассмотренных стран, а также графическую интерпретацию достигнутых результатов.
Пост просто информационный или интересно какое-то мнение ?
Все написанное не вызывает возражений. Однако, ИМХО, стоит акцентировать, что военный эффект развития ракетных и космических технологий намного превышает (по крайней мере пока) эффективность мирного их использования. Для развивающихся стран это может быть критично. Поэтому, для развивающихся стран я бы ввел контроль над этими технологиями, аналогичный МАГАТЭ над ядерными. )

Аватара пользователя
Боцман
капитан
капитан
Сообщения: 6474
Зарегистрирован: 15 ноя 2007 07:56
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение Боцман » 30 сен 2008 12:58

T.K.Whipla писал(а):Цитата(T.K.Whipla @ 4.8.2008, 8:56) • Возможности контроля и соблюдения международных режимов нераспространения.
Насколько я понимаю, в области космических технологий нет "международных режимов распространения" в явном виде, нет юридически обязывающих документов. Хотя кое-что в плане добровольных инициатив государств всё-таки есть: РКРТ. http://www.armscontrol.ru/course/lectur ... h30218.htm

Насчёт нераспространения гонки вооружений в космос тоже, кажется, ничего обязывающего нет - Россия и, нажется, Китай хотели что-то таоке на уровне ООН утвердить, но США на всех начхало со своей новой космической доктриной. Хотя США, конечно,- это пока не развивающаяся страна ;)

В общем, контроль за распространением ракетных технологий - в основном "личное дело" государств-лидеров в данной отрасли, контроль за космическим оружием - вообще проблематичен :(

Могу ошибаться.
Большинство россиян считает, что большинство россиян идиоты

Аватара пользователя
ABv
Главком
Главком
Сообщения: 72759
Зарегистрирован: 14 сен 2005 12:01
Откуда: Домодедово
Контактная информация:

Сообщение ABv » 30 сен 2008 13:24

Был (по моему) договор о нераспостранении гонки вооружений в космос
Стоит наша Русь - не шатается
И века простоит - не шелохнется
:)

Аватара пользователя
Боцман
капитан
капитан
Сообщения: 6474
Зарегистрирован: 15 ноя 2007 07:56
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение Боцман » 30 сен 2008 13:39

Насколько я знаю - не "договор", а всего лишь "разговор". И не один. Но и только

PS. Вот некоторая подборка международных документов:
http://www.spacelawcenter.org/maindoc.htm
и украинских заодно.

Запрещено:
- выводить в космос ОМП;
- размещать любое (?) оружие на небесных телах: Луне и проч.

Остальное не ограничивается. Механизм контроля (комиссии, наблюдатели и т.д.) - тоже не знаю какой. Может быть, просто джентльменам верят? :153:
Последний раз редактировалось Боцман 30 сен 2008 13:51, всего редактировалось 1 раз.
Большинство россиян считает, что большинство россиян идиоты

Аватара пользователя
T.K.Whipla
капитан
капитан
Сообщения: 2799
Зарегистрирован: 10 окт 2007 17:10
Откуда: Msk
Контактная информация:

Сообщение T.K.Whipla » 19 окт 2008 15:28

Пост просто информационный или интересно какое-то мнение ?
конечно же мнение интересует)
Однако, ИМХО, стоит акцентировать, что военный эффект развития ракетных и космических технологий намного превышает (по крайней мере пока) эффективность мирного их использования.
на мой взгляд, это зависит миропорядка в целом. то есть, пока правят экономические ценности и рынок услуг, мирное использование имеет весьма серьезный эффект, а вот нарастание международной напряженности выводит на первый план военные аспекты.
В общем, контроль за распространением ракетных технологий - в основном "личное дело" государств-лидеров в данной отрасли, контроль за космическим оружием - вообще проблематичен
все верно. механизм контроля имеет в себе столько дыр, что хоть Звезду Смерти протащить можно. хочется надеяться, что наша работа станет одним из кирпичиков в фундаменте позиции РФ в данной области.
"..Ликуют Западны пределы,
Предвидя счастие войны." (с)М.В. Ломоносов

мой блог
Ололополитический канал

Arkadiy
капитан
капитан
Сообщения: 7939
Зарегистрирован: 15 апр 2006 15:02
Откуда: Израиль. Холон.
Контактная информация:

Сообщение Arkadiy » 19 мар 2009 16:14

19 марта 2009 г.

Как сообщает bharat-rakshak.com, Индия приобрела израильский спутник, который имеет возможность наблюдения за земной поверхностью днем и ночью. Спутник позволит наблюдать за недобрососедскими странами даже, когда поверхность их территорий будет покрыта густой облачностью. Эта возможность переводит спутник в класс так называемых «спутников-шпионов».Индийские силы безопасности искали такую возможность в течение долгого времени, потребность к тому же резко возросла после теракта в Мумбаи. Имеющиеся индийские спутники не могут наблюдать ночью и в сезон муссонов. Спутник также дает возможность сопровождать входящие баллистические ракеты противника.Через несколько недель этот спутник, получивший название Radar Satellite (RISAT-2), будет выведен в космос индийской ракетой-носителем PSLV (Polar Satellite Launch Vehicle). В настоящее время первый в Индии подобного класса 300-кг спутник находится в процессе интеграции с ракетой-носителем в индийском космодроме в Срихарикоте.ISRO разрабатывает собственный спутник RadarSat стоимостью 400 крор рупий, но так как это потребует времени, Индии пришлось заняться срочной закупкой в Израиле. Собственный спутник RadarSat будет выведен на орбиту позже в 2009 году, который позволит иметь группировку «спутников-шпионов». Индийско-израильское сотрудничество в космосе поднялось на высокий уровень в январе 2008 года, когда Индия вывела на орбиту израильский спутник-шпион TecSAR с разрешением почти 10 см, что означает возможность читать с неба автомобильные номерные знаки.


http://www.bharat-rakshak.com/NEWS/news ... wsid=10699

Barsalieri
капитан
капитан
Сообщения: 5232
Зарегистрирован: 23 май 2007 17:09
Откуда: World
Контактная информация:

Сообщение Barsalieri » 22 мар 2009 18:03

Дык, начинка у сателлита хорошая- вот и купили.
Born to be nomadic

Arkadiy
капитан
капитан
Сообщения: 7939
Зарегистрирован: 15 апр 2006 15:02
Откуда: Израиль. Холон.
Контактная информация:

Сообщение Arkadiy » 03 фев 2010 14:41

3 февраля 2010 г.
Lenta.ru. Иран в среду, 3 февраля, успешно испытал ракету-носитель "Кавошгар-3" ("Исследователь-3"), предназначенную, по официальной версии, для вывода на орбиту спутников, сообщает Reuters, цитирующее местные СМИ. Как передает AFP со ссылкой на арабоязычный иранский телеканал "Аль-Алам", ракета доставила в космос "экспериментальную капсулу".Технические характеристики ракеты и другие подробности запуска не сообщаются.Ранее государственные СМИ Ирана сообщили, что в среду исламское государство представит три новых спутника и одну ракету-носитель. Также в стране должен открыться центр изучения данных, полученных с иранских спутников.2 февраля иранское новостное агентство FARS сообщило также, что в стране разработана принципиально новая ракета класса "земля-воздух". По данным агентства, новое оружие сконструировано специально для того, чтобы противостоять американским вертолетам Apache в ходе возможного вторжения в Иран армии США. В настоящее время США широко используют Apache в ходе военных кампаний в Ираке и Афганистане.Демонстрация достижений аэрокосмической сферы традиционно проводится в Иране в период февральских государственных праздников. С 1 по 11 февраля в стране отмечается 31-я годовщина Исламской революции. 3 февраля 2009 года Иран впервые самостоятельно вывел на орбиту собственный спутник "Омид" ("Надежда"). Этот шаг вызвал беспокойство Запада, который считает, что под маской разработки ракет-носителей Иран разрабатывает баллистические ракеты, способные нести ядерный боезаряд. Иран эти обвинения отвергает, заявляя, что преследует таким образом исключительно гражданские цели - развитие собственной орбитальной группировки для нужд телекоммуникационной отрасли и в исследовательских целях.

Ответить

Вернуться в «Kосмонавтика»