Школа и Нравственность

смотрите мне! Чтобы без антиправославных выпадов! - НШ
Аватара пользователя
SHOGUN
старший лейтенант
старший лейтенант
Сообщения: 706
Зарегистрирован: 10 июн 2005 18:37
Откуда: Россия, Москва
Контактная информация:

Сообщение SHOGUN » 23 май 2006 07:14

Школа и Нравственность: Мировая практика

С момента зарождения постоянно меняющего форму мира, проникновение духовных ценностей в повседневную жизнь людей, стало объектом постоянного обсуждения. В последнее столетие, в связи с появлением на политической карте мира светских государств, возникли новые темы обсуждения о возможности применения системы религиозного образования в этих государствах и влияние религии на светское государство. Основная тема дискуссий в том, можно ли преподавать религию в школах для подростков и юношей, или нет, и соответствует ли преподавание религии строю светского государства? Эти обсуждения в прошлом столетии либерализма, превратились чуть ли не в самый актуальный вопрос в странах Запада. В XX столетии в странах, переживших две мировые войны, уже попытались разрешить эту проблему. Основные реформы в этой области осуществились в Америке в 1910-1930 и 1962 годах, в Англии - 1944-1988, в Бельгии - 1968, Германии - 1949, Турции - 1924, 1933, 1949-1982. Если мы обратимся к опыту религиозного образования в европейских странах, которые принимаются демократами Востока, как образец, то узнаем отношение этих демократических систем к религиозному образованию.

Религиозное образование в школах Англии.

В Англии, считающейся одной из самой цивилизованных, развитых и демократических стран Запада, руководствуясь принятой в 1988 году реформой закона об образовании со стороны государства наряду с христианством в просветительских учреждениях ведётся преподавание и других религий, имеющих в стране своих последователей. Наряду с изучением христианства, используется феноменальный метод по изучению иудаизма, Ислама и буддизма. По этому методу, при изучении религии не исследуется вопрос о том, какая из них правильная, а какая - нет. Чтобы понять этот метод образования, направленный на удовлетворение потребностей общества, где исповедуются различные религии, мы должны изучить историю религиозного образования в Англии. Ниже будут исследованы предпосылки, обусловившие переход к новому пониманию

Религиозное образование в школах до 1944 года.

До 1870 года большинство школ Англии было прикреплено к церкви. Поэтому религиозное образование было неотъемлемой частью образования. В церковных школах религиозное образование строилось с единственной целью обучения религии. В этих школах используемые религиозные пособия охватывали энциклопедические знания, касающиеся христианской религии. В государственных же школах было категорически запрещено преподавание всех религиозных течений (denominational религиозное образование), и вопрос, преподавать или нет религию в школах, решался самой школой. Если администрация школы принимала решение преподавать религию в школе, то по закону 1870 года о свободе веры, она должна была соблюдать статью этого закона "Cowper-Temple". В этой статье говориться, что ни в одной государственной школе преподавание уроков религии не должно основываться на религиозных ответвлениях. По другой статье этого закона, семья имела право освободить своего ребёнка от религиозного образования. Таким образом, закон 1870 года выдвигал на первый план компромисс между церковью и государством.

Закон об образовании 1944 года и религиозное образование.

После Второй мировой войны многими западными просветителями подчёркивалась необходимость полного освобождения образования от религиозного влияния и приобретения школами светского характера. Но официальные круги Англии не одобрили эту точку зрения и не выделили место для светского образования. Наоборот, они связывали образование с христианскими ценностями. Сегодня в Англии существующая церковь построена государством. Королева, являющаяся главой церкви, хотя и символично, представляет политическое лицо страны первой степени.
В Англии существует два вида церковных школ:
Церковная школа, получающая государственную помощь (Voluntary-aided school ): в этих школах 2/3 образования ведется церковью, а 1/3 - осуществляется государством. Затраты этих школ финансируются совместно церковью и государством.
Церковные школы, контролирующиеся государством (Voluntary-controlled school): в этих школах образование ведётся на 1/3 церковью, на 2/3 - государством. Затраты на образование полностью осуществляются государством, хотя и разрешается выделение какою-то определённого религиозного течения, но считается важным придерживаться в религиозном образовании носящего свойства регионального образования положения.
В Законе об образовании 1944 года был подведён итог соглашению между церковью и государством в религиозном образовании. Церковь приняла вмешательство государства в церковные школы и образование. Взамен государство в подчиняющихся ему школах ввело обязательное религиозное образование. 25 статья Закона Об Образовании 1944 года так объясняет цель религиозного образования: ''Во всех школах, как религиозных, так и государственных, образование ежедневно начинается с богослужения. А также во всех школах, как церковных, так и государственных, учащиеся получают религиозное образование", (Dent 1968, 20).

Религиозное образование и реформа Закона о Религии 1988 года.

Реформа Закона о Религии 1988 года по своей сути стал продолжением Закона об Образовании 1944 года и имела целью согласовать с законом спорные вопросы, возникшие в области образования после 1944 года. По этому Закону об Образовании школьная программа была разделена на три части: 1) Специальные предметы (математика, английский язык, и др.); 2) Основные предметы (история, география, технология, музыка, искусство, физкультура и др.); Фундаментальные предметы (в эту группу Закон включил только лишь религиозное образование. Министерство Образования имеет право определять для всех остальных предметов, кроме религиозных уроков, программу, цели, форму экзаменов. Хотя религиозные уроки не упоминаются в группе основных предметов, они имеют одинаковый статус (Сох 1989, 23 / Нull 1989, 5). Это положение так обосновывается указом № 3/89 DES (Отдел Науки и Образования): "В силу своего специфического статуса религиозное образование в школах является одним из фундаментальных уроков. Программы, цели и формы экзаменов религиозного образования не определяются со стороны государства, но этот вид образования имеет одинаковый статус с другими уроками".
По реформе Закона об Образовании 1988 года в средних и начальных школах Англии должен преподаваться и Ислам. Впервые преподавание религии Ислам стало осуществляться в 1975 году мэрией Бирмингема, и с этого времени стало официальной частью национальной программы просвещения. Как известно, религиозное образование не должно решать вопрос, праведно или нет религиозное течение или некон-фессиональная религия, программа религиозного образования и учебники не должны создавать неверия у людей к той религии, к которой они принадлежат,
С этой точки зрения, в Англии в области преподавания Ислама имеются проблемы. В начале 1996 года мусульманские семьи 1500 учеников селения Батли Западного Йоркшира, где проживает больше всего мусульман, запретили своим детям посещать религиозные уроки. По словам одного из представителей мусульманской общины, причина непосещения учениками религиозных уроков была следующей: так как в школе много времени было отведено христианским урокам, и педагогами - не мусульманами обсуждались темы, которые формировали ошибочное представление об Исламской религии, что приводило к формированию, в умах учеников неверного отношения к религии Ислам и противостоянию. (The Muslim News, 26 January, 1996; The Independent, 25 - January 1996).

Общее образование религиозное образование в Германии.

На основании 7 статьи Конституции Федеральной Германии религиозные уроки в официальных школах являются обязательными. На основании этой статьи закона, регулирующей образование и преподавание, провинции составляют Устав, и несут ответственность за образование. Поэтому эта статья Федеральной Конституции контролирует статьи об образовании, в конституциях провинций. 7 статья Федеральной Конституции, о которой идёт речь, такова:
7 Статья:
а) Все образование и преподавание находится под контролем государства;
б) посещение или непосещение ребенком уроков религии регулируется мнением людей, занимающихся его воспитанием (родителями);
в) за исключением школ, где проведение уроков религии необязательно, во всех официальных школах проведение уроков религии обязательно. Уроки религии не должны противоречить государственному контролю, и строится на основе принципов, которые определяет церковь. Ни один педагог, не желающий преподавать религию, не должен к этому принуждаться.
По 7/1 Статье Федеральной Конституции Германии, контроль и ответственность за обучение и образование лежит на государстве. Но эта статья закона защищает также права отдельных людей и структур открывать специальные школы. Например, в этой стране имеются школы, подчиняющиеся церквям и их общинам. По решению, принятому в 1998 году, мусульманской общине Германии, разрешена пропаганда религиозного просвещения специальной организацией, называющейся "Организаций Национальных Встреч Европы".

Религиозное образование в Бельгии.

Бельгия, являющаяся членом ЕС, не ограничилась поправками в своей конституции относительно религии, она объявила о том, что будет соблюдать и подчиняться международным договоренностям, Декларации о Правах Человека, Европейскому Соглашению о Правах Человека, в вопросах соблюдения свободы совести и вероисповедания индивидуумов, выбор образования в соответствии со своими религиозными убеждениями, свободе богослужения и образа жизни в соответствии с верой,
По 18, 26 статьям Декларации о Правах Человека, 9 статье Европейского Соглашения о Правах Человека и в дополнениях к ним, а также по принятом в 1990 году Соглашению о Правах Детей, обеспечивается свобода религии, право на религиозное образование. В соответствии с этими соглашениями, проживающим в стране иностранцам и эмигрантам, дается свобода и право исповедовать своей религии, исполнения богослужений, использование в образовании своих религиозных верований,
По решению ЕС от 25 июля 1977 года религиозное образование работников-эмигрантов и их детей предусматривает обучение детей-переселенцев национальному языку, религии, культурным ценностям с целью облегчения адаптации детей при возвращении на родину.
Исследователи социологического отделения Louvain Католического Университета Бельгии расценивают открытие в 1968 году Исламского Культурного Центра, официальное признание религии Ислам в 1974 году, а с 1976 года - преподавание в школах уроки Исламской религии и др. подобные процессы как начало истории Ислама в Бельгии, пример внимания и уважения государства к Правам Человека.
В системе образования Бельгии школы делятся на 4 группы: 1. Муниципальные (комун) школы, 2. Государственные (?) школы, 3. Специальные школы. Религиозное образование в этих трех типах школ считается обязательным и преподаётся по религиям, официально признанным Бельгийским государством (католическое христианство, протестантизм, Ислам, иудаизм, мораль).
4. Церковные школы. Поскольку эти школы учреждены католической церковью, то и уроки религии проводятся па основе этой религии. В Бельгии не разрешается проводить уроки Ислама в церковных школах. В школах Бельгии, особенно в государственных, для школьников, не исповедующих никакую религию, или относящихся к неизвестной религии, проводятся уроки морали. Общество считает необходимым ознакомить этих школьников на уроках морали с общечеловеческими нравственными ценностями, объяснить обобщённо кодекс обществе иного поведения в повседневной жизни.
Все школьники страны, учащиеся в школах любого типа, обязательно должны избрать один из приведённых 5 типов религиозных уроков:
1. Католическое христианство. 2. Протестантизм. 3. Ислам. 4. Иудаизм. 5. Для атеистов - уроки морали.
Религиозное образование детей, достигших 2,5 лет в Бельгии, начинается в детских садах с молитвы, религиозные знания преподносятся в виде рисунков, книг-раскрасок, игрушек.
До конца 1980 года урокам христианской католической религии в 1 - 2 классах начальной школы отводилось 4 часа в неделю, в 3-4 классах - 3 часа, в 5-6 классах и лицеях - 2 часа. С конца 1980 годов и до сих пор в начальных и средних классах, а также в лицеях религиозным урокам отводится 2 часа в неделю, в некоторых идеологических школах - 3 часа в неделю.

Религиозное образование в государственных школах Америки:

Краткая история религиозного образования в Америке.
В начале 1900-х лишь в государственных школах штата Массачусетс разрешалось чтение Библии и богослужение. В период с 1910 по 1930 эти права закрепились в 17 штатах Америки. Суды вели борьбу против этого 1962 года было рассмотрено 22 дела. Из них 8 завершилось решением о запрещении религиозных уроках, 14 - о свободном ведение уроков религии. В 1960 году американское государство вновь вернулось к рассмотрению проблемы чтения Библии в государственных школах. В это время стало обязательным чтение Библии в государственных школах 5 штатов, в 25 штатах это разрешалось, а в 11 - запрещалось на основании противоречия Конституции. В 1962 году в результате поправок, внесённых в Конституцию, специальное религиозное образование во всех школах стало свободным при выполнении определённых условий.

Аватара пользователя
Любитель
лейтенант
лейтенант
Сообщения: 501
Зарегистрирован: 13 окт 2005 17:38
Откуда: иерусалим
Контактная информация:

Сообщение Любитель » 23 май 2006 18:14

Историю религий да,как составляющую культурного развития человечества.

Аватара пользователя
SHOGUN
старший лейтенант
старший лейтенант
Сообщения: 706
Зарегистрирован: 10 июн 2005 18:37
Откуда: Россия, Москва
Контактная информация:

Сообщение SHOGUN » 24 май 2006 05:31

Любитель писал(а):Цитата(Любитель @ May 23 2006, 21:14)
Историю религий да,как составляющую культурного развития человечества.
А как духовное воспитание молодёжи?

Аватара пользователя
Любитель
лейтенант
лейтенант
Сообщения: 501
Зарегистрирован: 13 окт 2005 17:38
Откуда: иерусалим
Контактная информация:

Сообщение Любитель » 26 май 2006 19:34

На этот вопрос,думаю,ответить невозможно.Из жизни взятые примеры покажут,что и из религиозных,и из атеистических кругов выходят люди,как высоконравственные,так и моральные уроды,да и просто люди,которые сочетают в себе все это меньше или больше.

ecozavr

Сообщение ecozavr » 27 май 2006 19:54

В том виде, в каком пытаются преподавать сейчас - однозначно нет.
Тем более в многонациональной стране.
Мне кажется, что такой предмет пойдет на пользу, если преподавать весь комплект мировых религий и одновременно. Тогда религиозное образование и даст основополагающие правила общежития. А также понимание возникновения различий. Тогда и сам бы в такую школу походил.
Современные религиозные методики преподавания ничего кроме раздражения не вызывают.
Историю религий да,как составляющую культурного развития человечества.
Мне такой подход очень импонирует, но ведь обзовут атеистическим.
Последний раз редактировалось ecozavr 27 май 2006 19:54, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
kinhito
капитан
капитан
Сообщения: 13096
Зарегистрирован: 11 янв 2005 20:17
Откуда: Lindau, Bodensee
Контактная информация:

Сообщение kinhito » 27 май 2006 20:04

Преподование истории религий не обязательно атеистично. В Германии ( у дочки в гимназии) есть предмет "Религия", либо - на выбор: "Ценности и Нормы".
Думаю, оптимальной был бы синтез Истории, Религии, Философии, Литературы - то-есть История с сильным культурно-нравственным уклоном. :blush:
Fas est ab hoste doceri

Аватара пользователя
Любитель
лейтенант
лейтенант
Сообщения: 501
Зарегистрирован: 13 окт 2005 17:38
Откуда: иерусалим
Контактная информация:

Сообщение Любитель » 28 май 2006 19:32

Думаю, оптимальной был бы синтез Истории, Религии, Философии, Литературы - то-есть История с сильным культурно-нравственным уклоном.

Здорово,плюс культ здорового тела,а там арфу в руки,лавровый венок на голову.Нет,серьезно это здорово интересно.Просто к скоростям и кол-ву информационного потока нашего времени это ни как не привяжется.А самое главное -такое обучение это воспитание не одного поколения.Дети должны уже в семье готовиться воспринимать подобную информацию,и еще одно самое главное-кадры.
но ведь обзовут атеистическим.
Вот и я говорю воспитывать надо не одно поколение,что бы не обзывали,а воспринимали, как норму, право на информацию.
Последний раз редактировалось Любитель 28 май 2006 19:36, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
ABv
Главком
Главком
Сообщения: 72759
Зарегистрирован: 14 сен 2005 12:01
Откуда: Домодедово
Контактная информация:

Сообщение ABv » 29 май 2006 06:21

Право на информацию - это несколько иное (по моему). Школьный предмет - как ни крути обязателен для изучения. А право - оно (обычно :) ) факультативно осуществляется
А вот для того, что бы школьников подобным факультативом заинтересовать - действительно начинать с родителей надо :)
Стоит наша Русь - не шатается
И века простоит - не шелохнется
:)

ecozavr

Сообщение ecozavr » 29 май 2006 08:15

Факультативно будут изучать только свою религию. И в воскресной школе при церкви. И с использованием методов, что разбираются в соседней теме.
Было бы неплохо, чтобы побольше народу врубилось хотя бы в общие законы возникновения и существования религиозных доктрин.

Аватара пользователя
ABv
Главком
Главком
Сообщения: 72759
Зарегистрирован: 14 сен 2005 12:01
Откуда: Домодедово
Контактная информация:

Сообщение ABv » 29 май 2006 08:18

Как одной из составляющих мировой культуры (или культур)
Стоит наша Русь - не шатается
И века простоит - не шелохнется
:)

Ответить

Вернуться в «религия без прикрас»